Как будет развиваться денежно-кредитная политика Беларуси?

Рубль — крепкий орешек

Неразрывную связь политики и экономики нагляднее всего сейчас демонстрируют всему миру Соединенные Штаты Америки. Например, вот такая недавняя новость: известный финансист Джордж Сорос ошибся с реакцией рынков на избрание Дональда Трампа и, по сути, за сутки потерял миллиард долларов своего состояния. Да и сам Трамп обеднел — пойдя в политику, он тоже стал по итогам 2016 года беднее сразу на миллиард. 

Фото источник

Хотя им-то что — миллиард туда, миллиард сюда… Но вот народ во всем мире напрягся: если уж такие зубры финансовых афер прогорают, то что делать остальным? Как защищать свои сбережения, нажитые праведными или не очень праведными трудами? Куда вложить, чтобы прирастать процентами? В товары? В золото? В недвижимость? В акции?..

Тем более что на другом конце света ждут своего часа Breхit, то есть выход Великобритании из Евросоюза, а также грядущие выборы в ключевых странах Евросоюза — канцлера в Германии, президента во Франции. Куда занесет после всего этого политический ветер старушку Европу — тайна, покрытая мраком. И сюрпризов там явно будет много. Ясно одно: спасаться от потенциальных зигзагов евро богатые (и не очень тоже) европейцы будут в долларах или в золоте. На всякий случай.

Политическую картину мира обрисовываю вкратце, чтобы был нагляднее понятен противоречивый международный фон, на котором нашему Национальному банку приходится проводить политику по дедолларизации экономики. На днях он сделал еще один шаг в этом направлении: с 15 марта ставка рефинансирования снижена до 15% годовых. Это, как отмечают в Нацбанке, «стало возможным в связи с замедлением инфляции, а также положительными тенденциями на валютном и депозитном рынках».

Словом, уже с самого начала года Правительство и Нацбанк дают ясно понять: они полны решимости продолжить реализацию заявленной денежно-кредитной политики. И от слов решительно перешли к делу. 

В дедолларизацию экономики вносит свой вклад и население. С середины 2016 года физлица резко сократили приобретение иностранной валюты и в итоге продали банкам ее на два миллиарда больше, чем купили. Результат оказался таким: за минувший год белорусский рубль продемонстрировал очень неплохую устойчивость по отношению к доллару и евро. Например, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за год вырос только на 5,3 процента, а евро — всего на 0,7 процента. А вот по российскому рублю ситуация обратная — он стал на 27 процентов «тяжелее» нашего.

Похоже, что данная тенденция по валюте (то есть больше продавать, чем покупать) сохранится и в нынешнем году. Объяснение этому простое: ожидать, что реальные доходы населения резко увеличатся, оснований пока нет. Сохраняется сложная экономическая ситуация внутри страны, есть масса нерешенных проблем в рамках ЕАЭС. В итоге среднесрочная финансовая программа республиканского бюджета на 2017—2019 годы закладывает курс доллара к рублю на уровне 2,2114 рубля. Рост курса на нынешний год — 12,9%.

Много цифр привожу специально, они здесь красноречивее слов. И показывают вот что: по итогу 2016 года хранить деньги нашим гражданам было выгоднее всего в банках и именно в белорусских рублях. Средняя ставка по вкладам в рублях для физических лиц составила в среднем 18,3%, свыше года — 21,4%. Даже если «отнять» прошлогоднюю инфляцию, все равно валютные вклады давали меньшую доходность — примерно всего 3%.

Как будет развиваться ситуация дальше? Прогнозы и мнения есть разные. Но Программа социально-экономического развития страны на 2016—2020 годы уровень инфляции определяет конкретно — не выше 5%. Базовым инструментом рыночного регулирования процентных ставок в экономике будет, судя по всему, ставка рефинансирования Нацбанка. После кризиса 2011 года она утратила доверие и свою роль. И существенно отличалась от действовавших на финансовых рынках ставок по депозитам и кредитам. А вот сейчас Нацбанк начинает зримо придавать этому инструменту уважение, а значит, и финансовую силу. Ожидается, что уже по итогам 2017 года стоимость новых кредитов в национальной валюте составит 17—18% годовых, а к концу 2020 года — 9—11%.

А такие более доступные заемные средства станут стимулом для роста производства, малого и среднего бизнеса, долгосрочных инвестиций. Будем надеяться, что так оно и будет.

stasev@источник

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter