Европа стремительно скатывается к самоизоляции и создает физические преграды и виртуально‑юридические

Рубежи здравого смысла

Мосты и окна украшают европейскую валюту как символы открытости и взаимосвязи между странами. Увы, но сегодня, похоже, это действительно всего лишь символы, совершенно не отражающие реального положения дел.

Стенка на стенку

Вначале понастроили «Великих европейских стен» в форме заборов разной длины, высоты и степени обустроенности (кто просто сеточкой обошелся, кто колючую проволоку дополнительно натянул, а кто и настоящие фортификационные сооружения с современной системой слежения сварганил). Украина отгородилась от России, Польша и Литва возвели заборы на границе с Беларусью, Латвия — и с Россией, и с Беларусью. Даже эстонцы умудрились стокилометровый заборчик на российской границе соорудить! Это от агрессивного агрессора отгородились, понимать надо!

А вот на южных рубежах Евросоюза вроде злобными россиянами и белорусами даже и не пахнет! Но и там без стен не обошлось. Греция и Болгария решили обезопасить себя от идущих с Ближнего Востока мигрантов — так появились у них заборы на турецких рубежах. Венгрия отгородилась от Сербии, от Хорватии — Словения, а от последней, в свою очередь, заборчиком попыталась защититься Австрия.  
Уже в 2022 году общая протяженность заградительных сооружений на европейских «линиях» превысила две тысячи километров, а после этого строительство продолжилось! Финляндия, например, подключилась. Должен же свежеиспеченный член НАТО как‑то размежеваться с геополитическим противником!

Преграды на дороге

Помимо строительства физических преград, у европейских поборников свободы и открытости имеются и другие способы ограничений для нежелательных элементов в «райском саду» господина Борреля, например визовые. Получить сегодня заветную вклейку в паспорт на разрешение посетить какую‑либо из стран ЕС среднестатистическому белорусу или россиянину — тот еще квест! Кто‑то вообще шенген не выдает, к кому‑то без многократных переплат визовым агентствам и центрам и многомесячных ожиданий своей очереди не пробиться. Самолеты вот тоже напрямую не летают, приходится обходными путями, на перекладных добираться, через всякие Стамбулы да прочие Дубаи.

Была одна реальная возможность у наших граждан прикоснуться к образцам высокой европейской культуры, съесть французский круассан, прогуляться по улочкам Варшавы или, на худой конец, попить кофейку в кафешках Вильнюса — посетить манящую Европу на личном автотранспорте или автобусом. Но и тут незадача… Буквально на днях, всего с неделю назад, наши литовские соседи вдруг взяли да и закрыли два из четырех последних работавших пункта пропуска: «Лаворишкес» и «Райгардас» (в Беларуси это «Котловка» и «Привалка» соответственно). И теперь въехать в Евросоюз через литовскую границу можно лишь двумя дорогами: через белорусские «Каменный Лог» («Мядининкай» у соседей) и «Бенякони» («Шальчининкай»). Да и то только на автотранспорте, а вот велосипедистам или пешеходам путь теперь закрыт. Хотя ранее такая возможность была.
Для полноты картины отметим, что в Латвию из Беларуси сейчас автотранспортом попасть можно только через один пункт пропуска, в Польшу — через два (один для легковых авто, другой — для грузовых). В общем, забаррикадировались свободолюбивые основательно!

Доступный безвиз против недоступного шенгена

Самое интересное, что все более расширяющейся самоизоляцией литовские и польские власти создают проблемы не столько белорусским гражданам, давно предпочитающим промозглому балтийскому ветру уютные турецкие да египетские теплые моря, а созерцанию Эйфелевой башни в сопровождении парижских клопов и крыс — променад по величественным Красной или Дворцовой площадям в Москве или Питере… Страдают в первую очередь, собственно, литовские да польские обыватели.

Ведь Беларусь еще с 2018 года ведет реальную, а не нарисованную (как на евро) политику открытости. В тот приснопамятный год, согласно указу нашего ­Президента Александра ­Лукашенко, впервые был разрешен безвизовый въезд в страну гражданам 74 государств! Сегодня, продолжая эту стратегию добрососедства и открытости, без виз белорусы готовы принять граждан Польши, Литвы, а также Латвии.

Кстати, и неграждан этой последней страны тоже, поскольку есть там такое дискриминационное разделение собственного народа. Но для белорусов этой разницы нет, всех ждем в гости! И это не пустые слова. Ведь только за два месяца текущего года Беларусь в безвизовом режиме уже посетили 25 072 гражданина Литвы, 8622 гражданина и 2091 негражданин Латвии, 7950 поляков. Общее же число иностранцев, воспользовавшихся облегченным способом въезда в нашу страну, за все время составило 844 341 человек.

Кому выгодно? И что делать?

К сожалению, официальные власти в Вильнюсе и Варшаве крайне подозрительно относятся к собственным соотечественникам, имеющим возможность самостоятельно съездить в Беларусь и лично ознакомиться с высоким уровнем комфорта и низким уровнем цен на многие товары и услуги в нашей стране, а также убедиться в отсутствии слежки и вербовки со стороны вездесущего КГБ (хотя на родине их уверяли в обратном и пугали страшными ужасами ­ГУЛАГа и сталинскими застенками). Каждый новый сюжет в YouTube или TikTok, где латвийский, литовский или польский блогер непредвзято показывает ситуацию в белорусских городах и весях, демонстрируя забитые товарами супермаркеты, чистые улицы или веселых и открытых (а отнюдь не запуганных и злобных) людей в многочисленных кафе и ресторанах, парках и просто на этих самых улицах — так вот, каждый такой сюжет скрежетом зубовным отдается во властных варшавско‑вильнюсских и иных рижских коридорах. И летят в ответ запреты и новые ограничения, чтобы хоть как‑то сократить поток не только европейцев, пересекающих белорусскую границу, но и перекрыть и так небольшой уже ручеек правдивой и непредвзятой информации о нашей стране, все же проникающий сквозь все барьеры и препоны, а также вымыслы западной пропаганды.

Но есть и экономическая подоплека недавнему закрытию литовской границы. Несмотря ни на что, ни на какие санкции и войны, продолжает течь через Беларусь товаропоток из далекого географически Китая в не менее далекую (по способам проникновения) Европу. Ну, и обратно, конечно.  
Как бы ни развивались политические события, но Евросоюз до сих пор выступает крупнейшим контрагентом КНР! В прошлом году стороны наторговали на 782,9 млрд долларов! И часть этого оборота проходит через Беларусь, встроенную в систему нового Шелкового пути.
Статистика фиксирует серьезный рост экономических отношений Пекина и Минска, в том числе и транзитных. А вот Литва из этого потока самоудалилась. Ее исключили из таможенной системы Китая и лишили возможностей прямого экспорта в КНР. Вот и пытаются мстить в Вильнюсе, искусственно сокращая транзитный грузопоток, увеличивая количество застрявших на границе фур и логистических издержек. Месть мелкая, скажем прямо, мелочная. Но такова природа прибалтийского лимитрофа!

А белорусы же, несмотря ни на что, рады видеть всех адекватных соседей. И безвиз отменять не собираются.

Алексей БЕЛЯЕВ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter