Рубенс из каменоломни

Тайник, в котором немцы спрятали знаменитую Дрезденскую галерею, обнаружил в конце войны уроженец Белоруссии гвардии капитан Иван Бяко
Тайник, в котором немцы спрятали знаменитую Дрезденскую галерею, обнаружил в конце войны уроженец Белоруссии гвардии капитан Иван Бяко

Одним из самых знаменитых трофеев, полученных Советским Союзом после победы в Великой Отечественной войне, стала коллекция картин и других произведений искус-

ства из Дрезденской галереи. Мало кто знает историю о том, как легендарное собрание произведений лучших живописцев мира попало в советские музеи. За кадром остались многие люди, сыгравшие в этой детективной истории главные роли. Между тем загадку исчезнувших к концу войны из галереи раритетов разгадал тогдашний гвардии капитан, живущий нынче в Минске, Иван Кондратьевич Бяко.

— Все началось в январе 1945 года, когда в Академию тыла и снабжения поступила команда: «Всем слушателям курса усовершенствования офицерского состава срочно прибыть в Москву», — рассказывает Иван Кондратьевич. — В 11 часов вечера нас собрал начальник тыла вооруженных сил генерал Хрулев и сказал: «Фашисты нас долго грабили. Сейчас, когда мы вступили на территорию Германии, настало время компенсировать по возможности наши потери. Организовывается трофейная служба, и все молодые офицеры, присутствующие здесь, становятся ее первыми представителями».

Нас разделили на четыре группы и направили на разные фронты. Я стал начальником штаба группы из 26 человек, которую отправили на 1–й Украинский фронт. Технология была несложной. Мы шли практически сразу за передовой и осматривали все заводы, ценное оборудование и другие трофеи, которые попадались на пути. Раз в 5 дней собирались в передвижном штабе, обобщали собранную информацию и посылали ее в трофейное управление в Москву. А уже позже к наиболее интересным объектам приезжали представители министерств для их реквизиции. Так, продвигаясь по освобожденной территории, мы добрались до Дрездена. Вскоре стало известно, что в Дрезденской галерее исчезли картины. Нам приказали их разыскать. В тот момент я был не сильно загружен работой, и мне поручили в свободное время предпринимать вылазки в окрестности города.

На следующий день мы с капитаном Гермашевым и знакомой девушкой Катей сели в машину и отправились на поиски пропавшей галереи. Долго решали, в какую сторону поехать, в конце концов направились к горам — там находилось много одиноко стоящих домов, в которых было проще всего соорудить тайники.

Ехали вдоль Эльбы, с правой стороны от дороги шла железнодорожная колея. В какой–то момент мы заметили, что рельсы вдруг оборвались. Вернулись назад и увидели, что они уходят в старые каменоломни.

Огромная дверь, ведущая в шахты, была закрыта, на ней висел амбарный замок. Это уже подозрительно — новый замок на дверях заброшенного здания. Невдалеке слева стояла небольшая деревенька. Мы отправили туда Катю найти кого–нибудь, кто бы открыл нам дверь, а сами остались у входа.

Через полтора часа девушка вернулась с немцем средних лет.

— Что здесь? — спрашиваем у «аборигена», указывая на вход.

— Не знаю...

— Тогда открывай замок.

Как только мы зашли в каменоломню, сразу увидели два опломбированных вагона.

— Что в вагонах, тоже не знаешь?

— Не знаю...

Мы взломали боковые доски вагона и заглянули внутрь. Оказалось что они доверху забиты банковскими документами. Взяли несколько в качестве образцов, чтобы показать начальству.

Впереди была еще одна закрытая дверь. За ней — темнота. Немец некоторое время возился с выключателем, в конце концов под потолком зажглись лампы. В помещении стояли четыре пассажирских вагона. Все сиденья из них были выброшены. Вдоль стен, на полу в вагонах были сложены картины без подрамников. Казалось, их было несколько тысяч.

Обратно мы ехали очень быстро, сгорая от нетерпения доложить командованию о выполнении приказа. Поначалу даже сами не верили в то, что сложнейшая и даже на первый взгляд бесперспективная операция по поиску драгоценной галереи закончилась так скоро и главное — результативно.

Но на этом история не закончилась. Осмотреть картины начальство поехало только спустя несколько дней. Во–первых, потому что командующий фронтом Конев лично выразил желание взглянуть на картины. Во–вторых, потому что долго не могли найти специалиста, который даст находке хотя бы предварительную оценку.

К большому сожалению, в результате этого промедления уже к приезду главнокомандующего вагоны с банковскими документами оказались пустыми. Немцы сумели их перепрятать. Что за бумаги в них находились, до сих пор остается загадкой. Однозначно — они были очень важными, настолько, что гитлеровцы поторопились перепрятать их, проигнорировав бесценную коллекцию галереи. Эта тайна, скорее всего, уже никогда не будет разгадана.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter