Рубашка своя, а к телу не ближе

Так   сегодня  можно  сказать  о  продукции  белорусских  предприятий,  выпускающих  соки  на  основе  местного  натурального  сырья

Так   сегодня  можно  сказать  о  продукции  белорусских  предприятий,  выпускающих  соки  на  основе  местного  натурального  сырья

Как-то довелось сопровождать в деловой поездке большого руководителя торговли, задавшегося целью изучить спрос на белорусские консервированные соки. Побывав во множестве экспресс-кафе при магазинах, мы так и не смогли понять, почему посетителям здесь гораздо чаще наливают в стаканы сок из бумажных импортных тетрапаков, чем из стеклянных банок, поступивших с отечественных заводов, содержимое которых на порядок дешевле, да и качественнее. 

У отдельных директоров наших перерабатывающих предприятий существует убеждение, что такую ситуацию создает сама торговля, лоббирующая за определенные дивиденды интересы поставщиков экспортных напитков. Ее представители подобные обвинения отвергают, утверждая, что спрос диктуется только выбором покупателя. Попробуем разобраться в этом разгорающемся в последние годы споре исходя все-таки из собственных потребительских интересов и наблюдений. 

Поле — завод – прилавок. Еще недавно круглый год этот конвейер в Беларуси безостановочно работать не мог. Тем не менее это не мешало белорусским предприятиям полностью обеспечивать консервированной продукцией  отечественных потребителей, отправлять ее львиную долю на экспорт. Современная же технология переработки за счет  использования концентратов и заготовки полуфабрикатов  позволяет избежать проблем сезонности. Но заводские цеха время от времени все равно умолкают, так как склады предприятия не вмещают всего того, что они могут произвести. 

Пробуксовывает то звено вышеупомянутого конвейера, которое связывает производство и торговлю. На Брестчине, как и во всей республике, это видно по витринам торговых точек. Здесь, например, не найдешь ни одного магазина, где бы не было с избытком продукции того же Малоритского консервно-овощесушильного комбината. Предприятие специализируется на выпуске соков и  пюре для детского питания в стеклотаре, но напитков для взрослых тоже делает немало. Увы, и те, и другие продукты, особенно в крупных супермаркетах, заслоняют плотные ряды квадратных бумажных упаковок, привезенных из других стран. Выбирай что хочешь! И мы выбираем, но как? 

Многие состоятельные молодые мамы, например, малоритским пюре и сокам для малышей предпочитают более дорогие итальянские и шведские, которые в супермаркетах почему-то всегда стоят на видном месте. Сказывается привычка – чем дороже, тем лучше. А вот некоторые рачительные хозяйки, даже не имеющие в семье малышей, наоборот, охотно и много покупают малоритского детского сока в маленьких, 250-граммовых баночках. Потому что если сложить их стоимость, то платить приходится порой меньше, чем за  литровую или полуторалитровую упаковку импортного сока.  

Словом, покупательский выбор предопределен множеством социально-возрастных факторов, но в любом случае для наших перерабатывающих предприятий он имеет судьбоносное значение. Чем быстрее его вектор будет поворачиваться в сторону отечественных производителей, тем реже республика будет терпеть бедствия от богатых урожаев своих яблок, тем скорее в наших магазинах перестанет преобладать манговый сок, разлитый в какой-то деревне в украинских степях, название которой на упаковке можно прочесть только при помощи лупы. 

Благодаря государственной программе «Дети Беларуси» малоритский завод очень быстро перешагнул черту, отделявшую его производство от современных мировых технологий. Сегодня здесь выпускают более семидесяти наименований изделий для детей и взрослых, 12 из которых  — новинки. Максимальная нагрузка  импортного оборудования, способного выпускать напитки и пюре в стеклянной таре самых разных расфасовок, достигается  за счет установки машины по изготовлению полуфабрикатов. Теперь овощи и фрукты на складе долго не хранятся, а перерабатываются в пюре, хранящееся в специальных стерилизованных 200-килограммовых асептических мешках до года. Предприятию уже не грозят простои межсезонья. Только полуфабриката из яблок здесь было заготовлено столько, что им оно готово поделиться с другими перерабатывающими заводами. Подобные чудо-машины способны во много раз увеличить объемы напитков и соков из белорусских ягод, овощей и фруктов, что в свою очередь должно дать новый толчок развитию соответствующих отраслей растениеводства. Увы, эта наметившаяся тенденция сдерживается объемом внутреннего рынка, помноженным на наше невежество. Непростительно мало знаем мы о качественных достоинствах напитков и соков, изготовленных отечественными производителями. Директор Малоритского консервно-овощесушильного комбината Татьяна Каменчук, начавшая здесь свой трудовой путь четверть века назад микробиологом, может убедить в этом любого приверженца импортной продукции. В последнее время вместе с коллегами она часто бывает в России и Украине, откуда возвращается не только с наградами за представленные новинки, но и с договоренностями о поставках белорусской продукции. Очень заинтересованы наши соседи в закупке натуральных соков и пюре с пониженным содержанием сахара или вовсе без него, напитков с добавлением йогурта, сливок, молока, творога. Гордятся малоритчане такими продуктами, как пюре из яблок со сливками «Неженка», которое до сих пор выпускается на заводе по рецептуре строгих ГОСТов советского времени. Новая «фишка» последних сезонов – напитки, изготовленные на основе очень полезного и взрослым, и детям тыквенного сока. Получают его из крутобоких великанов, выращенных в районе из элитных семян, которые предприятие по весне раздает садоводам и огородникам. К сожалению, о том, что тыква гораздо богаче жизненно важными для организма человека витаминами, чем, например, банан или апельсин, знают пока немногие. 

Но наш выбор продиктован не только уровнем знаний и воздействием рекламы. Цена регулирует соотношение наших желаний и возможностей. Пока на отечественные напитки и соки она не намного ниже, чем на привозные (сказывается кредитный фактор, требующий по возможности быстрой финансовой отдачи). Признаем, что в этом отношении рядовой покупатель должен сказать «импорту» спасибо. Он сдерживает сегодня ценовые аппетиты белорусских переработчиков, заставляя искать пути снижения себестоимости продукции. Когда и по этой позиции наши обойдут «заграницу», то, возможно, навсегда уйдут в прошлое «яблоки на снегу», которые погибали в белорусских садах в нынешнем урожайном на них году. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter