Рождественское послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

“Слава Тебе, показавшему нам Свет!”
(Великое славословие утрени)
Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!
В дни Рождества Христова мы с особой ясностью сознаем, что рождение в мире людей Господа нашего Иисуса Христа — это праздник великого просвещения человеческого рода Светом Истины.
Почему в нашей речи слово “истина”, как и слово “свет”, обычно не употребляется во множественном числе? Потому что она не бывает двоякой, ибо Истина — всегда от Бога. Это о правде говорят, что она, мол, у каждого своя. И поэтому разномыслия и противоречия раздирают человеческое сообщество, как ветхую ризу.
В Рождестве Сына Божия Иисуса Христа исполнилась многовековая мечта людей, которая задолго до этого события была предвозвещена в Псалтири: “Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются, — гласит Ветхозаветное Писание, — истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес” (Пс. 84: 11—12).
Правда Божия приникла с небес в день Благовещения Приснодевы Марии, и Божественная Истина возникла из земли — из вифлеемской пещеры, в которой, по свидетельству Ангела Господня местным пастухам, “родился... в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2: 11).
Впервые пророчество о Свете, приходящем в мир, записал пророк Исаия, названный ветхозаветным евангелистом: “Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет” (Ис. 9: 2).
И здесь припоминаются слова одного из псалмов, которые описывают состояние некогда плененного народа: “Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего” (Пс. 106: 10—11).
Если мы будем честны по отношению к самим себе, то мы неизбежно поймем, что и нашим предкам, и нашим современникам, да и нам самим знакомо такое “скованное” состояние души и ума, когда забывается Истина, когда изгоняется Бог, когда заглушается совесть, которая есть не что иное, как глас Божий в душе каждого человека.
Сегодня, в празднование Рождества Христова, давайте напомним друг другу об истинном значении и содержании того, что мы называем “просвещением”. Обучая наших детей основам наук и повышая уровень собственных знаний, мы хорошо делаем. Но если мы небрежем о совести и о таких основополагающих ценностях мировой цивилизации, как любовь к Богу и любовь к ближнему, — мы далеки от истинного понимания того, чт?о есть просвещенный человек.
Целая эпоха в истории европейской культуры была названа “эпохой Просвещения”. Но это было также и время самонадеянного  и соблазнительного отказа ученых умов от Божественной истины, время гонений, воздвигнутых на Господа Иисуса Христа, на Евангелие любви и на Божественный Закон жизни.
Именно тогда знания и разум начали противопоставлять вере и сердцу, словно они — непримиримые враги. И что же породила эта горделивая эпоха? Нет, не процветание народов, не мир и не благоденствие. Она вызвала к жизни такие гражданские смуты и кровопролития, такие войны и исторические катастрофы, которые по сей день отзываются зловещим эхом в умах людей.
Страшный опыт переживает человек, накопивший многие знания, обладающий прогрессивными взглядами и широкими практическими навыками, — но не просвещенный светом Божественной Истины. Рано или поздно он сознает, что не свободен, что скован одиночеством и безысходностью, что покрыт тенью забвения, и вокруг — пустота...
К самым сокровенным тайникам человеческого сердца обращен евангельский вопрос Христа Спасителя: “Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?” (Мф. 6: 23). И когда человек попытается честно ответить своему Творцу и самому себе на этот вопрос, то он непременно возжаждет подлинного, полноценного, истинного просвещения.
Так в чем же оно состоит — просвещение человека, нации, всего человеческого рода? Оно состоит в том, чтобы “дать уразуметь народу... спасение в прощении грехов”; в том, чтобы “просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги... на путь мира” (Лк. 1: 76—80).
Это определение принадлежит священнику Захарии, который произнес его над своим новорожденным сыном Иоанном — будущим Пророком, Предтечей и Крестителем Господним. И когда прошло шесть месяцев после произнесения этих слов, тогда зимней ночью в городе Давидовом, в пещере для овечьего стада, Творец просветил мир Рождеством Сына Божия — Сына Человеческого, Богомладенца Иисуса.
И с этой поры, по слову апостола и евангелиста Матфея, который вторил древним пророчествам, “народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет” (Мф. 4: 14—16).
Возлюбленные братия и сестры! Мы много размышляем и говорим о том, как правильно воспитать умных и добрых детей, как удобнее вместить в юные умы нужные и полезные знания. И когда эта задача более или менее решена, нас особенно волнует проблема того, чтобы все эти накопленные сокровища не стали для них тяжким грузом, мертвым в своей бесплодности.
И здесь христиане призваны напоминать своим словом и делом, своим трудом и всею жизнью своею, что лишь в Свете Божественной Христовой Истины посеянные зерна согреются, и прорастут, и раскроют листву, которая обрадует сердце, и принесут добрые плоды.
“Свет Христов просвещает всех”! Именно христиане в этом мире призваны быть светильниками, чтобы освещать путь истины и жизни Светом Христа Спасителя.
Так, размышляя о событиях более чем двухтысячелетней давности, мы думаем о себе, о современном обществе, о нашей личной и общей истории. И сегодня, когда мы вступили в новый год гражданского летоисчисления, мы с радостью убеждаемся, что многовековая летопись нашего исторического бытия не прервалась. Она зримо присутствует в нынешнем времени, и мы продолжаем ее написание — здесь и сейчас.
В наступившем году исполняется 100 лет со дня перенесения из Киева в Полоцк мощей святой покровительницы Белой Руси преподобной матери нашей Евфросинии. Вспомним, что этой годовщине в течение двух десятилетий предшествовало возрождение самой Полоцкой обители, воссоздание духовного символа Белорусской земли — Креста преподобной Евфросинии, сооружение серебряной раки для ее святых мощей, открытие фресок в храме XII столетия, пред которыми Преподобная проводила в молитве к Богу время своей жизни, и, наконец, благоукрашение и расцвет самого града Полоцка.
В нынешнее время все это и многое другое становится продолжением той просветительской деятельности, которую княжна-игумения начала восемь веков тому назад. И эта миссия неотъемлема от Святой Церкви, которая призвана всеми силами следовать завету своего Основателя и Главы Господа Иисуса Христа: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5: 16).
Замыкая цепь исторических событий не только XX века, но всех восьми столетий, прошедших со времени земного служения преподобной Евфросинии, нам предстоит совершить воспоминание ее великого шествования из Киева в Полоцк, которое освятило земли братских народов в преддверии их огненных испытаний.
Возвращая в нашу современную жизнь людские имена и деяния минувших дней, мы отдаем нашим предкам и предшественникам долг благодарной памяти. И одновременно мы принимаем на себя полноту духовной ответственности за нынешние и грядущие времена. Именно поэтому предстоящее празднование 100-летия возвращения преподобной Евфросинии в Полоцк обращено не только в прошлое, но, прежде всего, — в будущее наших молодых и юных поколений, в Жизнь Вечную, где “все и во всем Христос” (Кол. 3: 11).
Вот почему сегодня, в дни празднования Рождества Христова, мы едиными устами и единым сердцем вторим словам древней Псалтири, которые направлены ко Грядущему в мир Спасителю: “У Тебя источник жизни; во свете Твоем мы узрим свет” (Пс. 35: 10). Аминь.

Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси

Рождество Христово, 2009/2010 г., Минск

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter