Рождественское послание

Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси


«Слава Тебе, показавшему нам Свет!»


(Великое славословие утрени)


Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!


В дни Рождества Христова мы с особой ясностью сознаем, что рождение в мире людей Господа нашего Иисуса Христа — это праздник великого просвещения человеческого рода Светом Истины.


Почему в нашей речи слово «истина», как и слово «свет», обычно не употребляется во множественном числе? Потому что она не бывает двоякой, ибо Истина — всегда от Бога. Это о правде говорят, что она, мол, у каждого своя. И поэтому разномыслия и противоречия раздирают человеческое сообщество, как ветхую ризу.


В Рождестве Сына Божия Иисуса Христа исполнилась многовековая мечта людей, которая задолго до этого события была предвозвещена в Псалтири: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются, — гласит Ветхозаветное Писание, — истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84: 11–12).


Правда Божия приникла с небес в день Благовещения Приснодевы Марии, и Божественная Истина возникла из земли — из вифлеемской пещеры, в которой, по свидетельству Ангела Господня местным пастухам, «родился... в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 11).


Впервые пророчество о Свете, приходящем в мир, записал пророк Исаия, названный ветхозаветным евангелистом: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9: 2).


И здесь припоминаются слова одного из псалмов, которые описывают состояние некогда плененного народа: «Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего» (Пс. 106: 10–11).


Если мы будем честны по отношению к самим себе, то мы неизбежно поймем, что и нашим предкам, и нашим современникам, да и нам самим знакомо такое «скованное» состояние души и ума, когда забывается Истина, когда изгоняется Бог, когда заглушается совесть, которая есть не что иное, как глас Божий в душе каждого человека.


Сегодня, в празднование Рождества Христова, давайте напомним друг другу об истинном значении и содержании того, что мы называем «просвещением». Обучая наших детей основам наук и повышая уровень собственных знаний, мы хорошо делаем. Но если мы небрежем о совести и о таких основополагающих ценностях мировой цивилизации, как любовь к Богу и любовь к ближнему, — мы далеки от истинного понимания того, что есть просвещенный человек.


Целая эпоха в истории европейской культуры была названа «эпохой Просвещения». Но это было также и время самонадеянного и соблазнительного отказа ученых умов от Божественной истины, время гонений, воздвигнутых на Господа Иисуса Христа, на Евангелие любви и на Божественный Закон жизни.


Именно тогда знания и разум начали противопоставлять вере и сердцу, словно они — непримиримые враги. И что же породила эта горделивая эпоха? Нет, не процветание народов, не мир и не благоденствие. Она вызвала к жизни такие гражданские смуты и кровопролития, такие войны и исторические катастрофы, которые по сей день отзываются зловещим эхом в умах людей.


Страшный опыт переживает человек, накопивший многие знания, обладающий прогрессивными взглядами и широкими практическими навыками, но не просвещенный светом Божественной Истины. Рано или поздно он сознает, что не свободен, что скован одиночеством и безысходностью, что покрыт тенью забвения, и вокруг — пустота...


К самым сокровенным тайникам человеческого сердца обращен евангельский вопрос Христа Спасителя: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6: 23). И когда человек попытается честно ответить своему Творцу и самому себе на этот вопрос, то он непременно возжаждет подлинного, полноценного, истинного просвещения.


Так в чем же оно состоит — просвещение человека, нации, всего человеческого рода? Оно состоит в том, чтобы «дать уразуметь народу... спасение в прощении грехов»; в том, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги... на путь мира» (Лк. 1: 76–80).


Это определение принадлежит священнику Захарии, который произнес его над своим новорожденным сыном Иоанном — будущим Пророком, Предтечей и Крестителем Господним. И когда прошло шесть месяцев после произнесения этих слов, тогда зимней ночью в городе Давидовом, в пещере для овечьего стада, Творец просветил мир Рождеством Сына Божия — Сына Человеческого, Богомладенца Иисуса.


И с этой поры, по слову апостола и евангелиста Матфея, который вторил древним пророчествам, «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4: 14–16).


Возлюбленные братия и сестры! Мы много размышляем и говорим о том, как правильно воспитать умных и добрых детей, как удобнее вместить в юные умы нужные и полезные знания. И когда эта задача более или менее решена, нас особенно волнует проблема того, чтобы все эти накопленные сокровища не стали для них тяжким грузом, мертвым в своей бесплодности.


И здесь христиане призваны напоминать своим словом и делом, своим трудом и всею жизнью своею, что лишь в Свете Божественной Христовой Истины посеянные зерна согреются, и прорастут, и раскроют листву, которая обрадует сердце, и принесут добрые плоды.


«Свет Христов просвещает всех!» Именно христиане в этом мире призваны быть светильниками, чтобы освещать путь истины и жизни Светом Христа Спасителя.


Так, размышляя о событиях более чем двухтысячелетней давности, мы думаем о себе, о современном обществе, о нашей личной и общей истории. И сегодня, когда мы вступили в новый год гражданского летоисчисления, мы с радостью убеждаемся, что многовековая летопись нашего исторического бытия не прервалась. Она зримо присутствует в нынешнем времени, и мы продолжаем ее написание — здесь и сейчас.


В наступившем году исполняется 100 лет со дня перенесения из Киева в Полоцк мощей святой покровительницы Белой Руси преподобной матери нашей Евфросинии. Вспомним, что этой годовщине в течение двух десятилетий предшествовало возрождение самой Полоцкой обители, воссоздание духовного символа Белорусской земли — Креста преподобной Евфросинии, сооружение серебряной раки для ее святых мощей, открытие фресок в храме XII столетия, пред которыми Преподобная проводила в молитве к Богу время своей жизни, и, наконец, благоукрашение и расцвет самого града Полоцка.


В нынешнее время все это и многое другое становится продолжением той просветительской деятельности, которую княжна–игумения начала восемь веков тому назад. И эта миссия неотъемлема от Святой Церкви, которая призвана всеми силами следовать завету своего Основателя и Главы Господа Иисуса Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16).


Замыкая цепь исторических событий не только XX века, но всех восьми столетий, прошедших со времени земного служения преподобной Евфросинии, нам предстоит совершить воспоминание ее великого шествования из Киева в Полоцк, которое освятило земли братских народов в преддверии их огненных испытаний.


Возвращая в нашу современную жизнь людские имена и деяния минувших дней, мы отдаем нашим предкам и предшественникам долг благодарной памяти. И одновременно мы принимаем на себя полноту духовной ответственности за нынешние и грядущие времена. Именно поэтому предстоящее празднование 100–летия возвращения преподобной Евфросинии в Полоцк обращено не только в прошлое, но прежде всего в будущее наших молодых и юных поколений, в Жизнь Вечную, где «всё и во всём Христос» (Кол. 3: 11).


Вот почему сегодня, в дни празднования Рождества Христова, мы едиными устами и единым сердцем вторим словам древней Псалтири, которые направлены ко Грядущему в мир Спасителю: «У Тебя источник жизни; во свете Твоем мы узрим свет» (Пс. 35: 10). Аминь.


Филарет,

Митрополит Минский и Слуцкий,

Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Рождество Христово,

2009/2010 г.

Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter