Рождественское послание

Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской православной церкви!“Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его...она сказала: “...оставьте неразумие, и живите,и ходите путем разума”” (Притч. 9: 1, 7)

Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Возлюбленные архипастыри, пастыри,
монашествующие и все верные чада
Белорусской православной церкви!
“Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столбов его...
она сказала: “...оставьте неразумие, и живите,
и ходите путем разума”” (Притч. 9: 1, 7)

Из глубины библейских времен звучит призыв Бога к человеку — ступать по стезям истины и совершать путешествие своей жизни на путях разума.
Быть может, кому-то эти слова покажутся лишь литературным образом, пышной фразой, которая имеет мало общего с повседневной жизнью и будничными проблемами. Но это не так! Ведь сегодня мы торжествуем событие, которое для каждого человека открыло совершенно точный и ясный смысл этого Божественного призыва.
Сегодня родился в мир Сын Божий, Сын Человеческий! И Он свидетельствовал о Себе в тех же словах и образах, которые исходили из уст Его Небесного Отца: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14: 6).
Мир людей, в котором воссияла Вифлеемская звезда Спасителя, жесток и самонадеян. Но этот мир способен меняться, если перемены к добру начинают происходить в человеческих сердцах.
Рождество и земное служение Господа Иисуса Христа, Его слова и молитвы, жертвенный подвиг и воскресение из мертвых стали не только вдохновляющим примером для христиан всех времен и народов. Евангельская история и евангельское учение раскрыли перед человеческим родом самые подробные наставления и советы, предостережения и даже предсказания о том, как сделать свою жизнь полноценной не только в земном измерении, но и в бессмертной вечности.
Младенец Иисус родился в пещере, где в ненастье хозяева содержали своих овец. В Вифлееме, куда Святое Семейство прибыло для переписи населения Римской империи, им не нашлось места ни в переполненной гостинице, ни в доме людей, которым принадлежала пещера. Впрочем, это не было виной или свидетельством жестокосердия  жителей города. Напротив,  тайна рождения человека в мир всегда требует уединения матери, а в шумном городе и в самом деле не было места более подходящего.
Но как дивно и промыслительно устроила Божественная Премудрость дом для Новорожденного Богомладенца Христа! По преданию, в Рождественскую ночь в пещере открылся источник воды; здесь были ясли и зерно. И когда маленький Иисус, обвитый пеленами, был положен Пречистой Матерью в эту хлебную колыбель, тогда сомкнулась связь времен: в “городе хлеба”, как переводится слово “Вифлеем”, в яслях, исполненных хлебом, возлег “хлеб живый, сшедший с небес” (Ин. 6: 51).
Премудрость создала себе совершенный дом, основанный на раскрывающихся Тайнах, которые стали понятными и доступными уже не для узкого круга избранных, но для каждого человека. Этот дом мы именуем Церковью Божией — Христовой Церковью, которая создана Богом для людей, и состоит из людей, и Основатель которой — Сын Божий, Сын Человеческий.
Прекрасна наша традиция сооружать рождественские вертепы в храмах и в семьях, в церковно-приходских школах и вообще всюду, где люди радуются Рождеству Христову. Но давайте продолжим эту традицию и в повседневной жизни, созидая наши семьи и наши дома как места обитания Бога. Давайте воплощать Вифлеемскую святыню в своих жилищах и семьях, где не будет места ни сору, ни ссорам; где свет рождественской звезды освящает слова и мысли; где благоговейная тишина любви и внимания к человеку не подменяется шумом пустословия и бурей страстей.
Господь наш Иисус Христос сказал, что “не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там”. При этом Спаситель с особой настойчивостью подчеркнул, говоря Своим собеседникам: “...вот, Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк. 17: 20—21).
А это значит, что совершенный дом нашей жизни — мечта каждого человека о семейном очаге, о собственном просторном и уютном жилище, о незыблемом отчем лоне — начинается не с кредитов и не с проектов, а с более твердого основания. Воплощение этой мечты в жизнь должно начинаться с решимости созидать свою личность, выстраивать свои отношения с ближними и дальними, развивать свою взаимную связь с Богом по законам Того, Кто сотворил весь этот видимый и невидимый мир, — по законам Самого Творца.
Ведь, по сути, никто из людей не хозяин своей жизни, и все мы лишь зодчие на строительстве храма своей души и своей судьбы.  Кого нам винить, если в этом качестве мы бываем лукавы и нечестны, ленивы и нелюбознательны, самонадеянны и жестоки? И кто виноват, если храмы наших сердец на поверку оказываются жалкими лачугами и внешние фасады не в состоянии скрыть внутреннее запустение? Воистину горек пример человека, на котором сбывается предупреждение Творца: “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его” (Пс. 126: 1).
Возлюбленные братья и сестры! Мне хотелось бы подкрепить свою мысль примером из нашей общей истории. В нынешнем году исполняется 850 лет с того дня, когда преподобная матерь наша Евфросиния, игумения Полоцкая, внесла сооруженный по ее благословению воздвизальный крест в Спасо-Преображенский храм своей обители.
Думала ли она в тот час, что продолжает дело равноапостольного  князя Владимира, созидая духовное основание Белой Руси — основание, на котором будет возрастать и укрепляться многовековая история белорусской духовности и государственности, национальной культуры и самобытности?
Предвидел ли мастер Лазарь Богша, работая восемь с половиной столетий назад над Полоцким крестом, что на рубеже XX и XXI веков его шедевр будет воссоздан как символ исторического, религиозного и державного достоинства белорусского народа?
Помышлял ли зодчий Иоанн, видя зримую помощь Божию в строительстве Спасо-Преображенского храма, что этот дом Господень станет духовной колыбелью западнорусского монашества и устоит во всех огненных бурях, которыми будут до предела насыщены грядущие восемь с половиной столетий?
Каждый из них и еще сотни и тысячи тружеников нивы Христовой смиренно и настойчиво совершали дела своей жизни, к которым были призваны, и  плоды этих дел обрели бессмертие еще в нынешней земной истории.
Вспоминая их святые имена, мы призываемся к особой ответственности за деяния сегодняшних дней. Мы строим наш общенациональный дом и заботимся о его судьбах в пределах дома общеславянского, общеевропейского и общечеловеческого. Каким ему быть, зависит от духовного и гражданского качества тысяч и миллионов домов и семей наших соотечественников, от благолепия храмов наших душ и благочестия обителей наших сердец.
В деятельном осознании этого состоит премудрость национального домостроительства. И на общенародном, и на личном уровне одинаково важным пребывает обетование родившегося днесь в Вифлееме Господа нашего Иисуса Христа: “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим” (Ин. 14: 23).
Сердечно приветствую с Рождеством Христовым всех вас, дорогие братья и сестры! Рождественские благопожелания направляю соотечественникам нашим, пребывающим за пределами белорусского Отечества, и свидетельствую пред всем христианским миром великую радость откровения рождественской тайны домостроительства Божия: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!” (Лк. 2: 14).
 + ФИЛАРЕТ,
Митрополит Минский
и Слуцкий,
Патриарший Экзарх
всея Беларуси
Рождество Христово,
2010 / 2011 гг., Минск

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter