Рождественский вертеп перешагнул границы

Минская художница Наталья Лось любит тему Рождества Христова. Она народный мастер, долгое время работала в мультипликационном кино, а теперь увлекается батиком. Среди множества сюжетов ее росписей по ткани — елка, Рождество, ангелы. Скажем, ангелов на батике Наталья написала уже несколько десятков, и ни один не похож на другого.

Минская художница Наталья Лось любит тему Рождества Христова. Она народный мастер, долгое время работала в мультипликационном кино, а теперь увлекается батиком. Среди множества сюжетов ее росписей по ткани — елка, Рождество, ангелы. Скажем, ангелов на батике Наталья написала уже несколько десятков, и ни один не похож на другого.

Я очень люблю ангелов Натальи Лось... У них такие дивные утонченные лики... Смотришь — и не можешь оторвать взгляд, и столько мыслей сразу... Одна из ее картин висит теперь у меня дома — ангел, который летал-летал и присел отдохнуть на скамейке у деревянной церквушки. На проходившей недавно в Минске православной выставке “Рождество Христово” был выставлен вертеп Натальи Лось с куклами Святого Семейства и свидетелей рождения Богомладенца. Он находился на уровне детских глаз: пока родители делали покупки, заказывали требы, ребенок отдыхал — рассматривал красочную композицию со множеством персонажей. Тонкость ситуации здесь в том, что вообще-то рождественский вертеп — принадлежность католицизма. Православная традиция не знала такого вида искусства. Скульптура в православии менее развита, чем в католицизме. Тем не менее вертеп настолько полюбился современным людям, что смог перешагнуть конфессиональные границы. Многие священники белорусского экзархата РПЦ теперь благословляют изготовление объемных рождественских композиций — только делают их православные менее броскими. Это значит, что куклы православного вертепа в отличие от католического часто небольшие по размеру, а не в человеческий рост, лики — без конкретных черт, одеяния — скромные. В целом фигурки персонажей выполняются максимально схематично, поскольку мы не можем знать, как на самом деле выглядели участники тех событий. Это не конкретные люди, а просто символы. Во французском городе Арль ежегодно проводится фестиваль рождественской игрушки западных церквей, экспонаты на который может предлагать любой человек. Вертепов там — огромное количество, изготовленных преимущественно в католическом стиле. Многих они смущают... Ангелы встречаются, например, трехметровые, с крутыми бедрами и мускулистыми руками — предельно очеловеченные. Богородица — словно только что из косметического салона, с подкрашенными губами, румяными щечками, тщательно проработанными каждой ресничкой, каждым ноготком. Иосифа видели щеголяющим в джинсах, овечек — с такой кудрявой шерстью, словно накрученной на бигуди... Необузданное стремление к детализации образов затрудняет восприятие духовного смысла работы, переключает внимание на материальное. Традиция изготовления вертепов появилась в средние века в христианских семьях. В дни рождественских праздников дети (а может, и взрослые) лепили из хлеба, сыра, или вырезали из дерева, или делали из ткани фигурки Святого Семейства и расставляли их на одной плоскости. В наше время старинная забава породила интересное и очень доброе направление церковного искусства. Однажды к вертепу Натальи Лось на выставке подошел маленький мальчик, который долго рассматривал фигурки, трогал их руками, и художница заволновалась, что он что-то сломает. Но когда она решила посмотреть, что же все-таки он делает, то выяснилось: ребенок принес в подарок маленькой хорошенькой куколке единственное сокровище, которое у него было, — мандарин — и запихивает его в люльку... Подобно тому, как волхвы принесли в подарок Богомладенцу ладан, золото и смирну... От чистого сердца.

* Вертеп — народный кукольный театр, получивший распространение в ХVII—XIX веках. Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2-ярусного ящика — вертепа — приводились в движение вертепщиком. Сценки на библейские сюжеты сопровождались музыкой, основанной на народных мотивах. (Большой энциклопедический словарь.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter