Премьеру «Рождество» выпустили в Новом драматическом театре

Рождественский романс

Повесть белорусского писателя Якуба Брайцева «Невдашечка Анюта» получила сценическую жизнь в Новом драматическом театре
Чай из блюдечка, старинный самовар, кружевные платья, окна с резными наличниками, гудок парохода, звуки гитары... Обращение только на “вы” и по имени-отчеству. Наш театр любит погружаться в эстетику XIX века, в ее медитативность и сомнамбулизм, предпочитая низким истинам современной драмы “возвышающий обман” минувших столетий.
Фото представлено пресс-службой Нового драматического театра

И  хотя у Чехова и Островского почти всегда с первых строк повествования идет понятный нам, неизбежно меркантильный разговор о деньгах, тем не менее он всегда интеллигентно “припорошен” романтическими вздохами, комплиментами, строками романсов, галантным обхождением и нервом восторженных слов. Да и за любым “рацио” ведь нет-нет да и выглядывает романтическое начало. Отдайся Раневская влюбленному в нее Лопахину, может, и помиловал бы он ее вишневый сад и ее саму. И до скандала с голливудским продюсером Харви Вайнштейном вряд ли кого из зрительниц обижало дельное предложение Кнурова, высказанное им Ларисе Огудаловой, отправиться с ним в Париж в качестве спутницы. С героинями нашего времени, как показывает общественное настроение, такое предложение уже не прокатит.

В Новом драматическом театре Минска, похоже, решили продолжить возвышенную линию XIX века, начатую постановками по “Грозе” и “Трем сестрам”. Здесь предложили премьеру “Рождество” по малоизвестной повести “Невдашечка Анюта” белорусского писателя Якуба Брайцева. Это имя сегодня знакомо немногим, а ведь он дружил с самим Львом Толстым.

В конце 1890-х Брайцев был не только вхож в дом Толстых, но и считался там своим. Он нередко вспоминал потом о счастливых днях, которые проводил в имении Льва Николаевича, о долгих спорах и гостеприимстве Софьи Андреевны. Произведение “Богачи. Повесть из белорусской простонародной жизни” Якуб Брайцев издал за собственные деньги. Именно прочтя ее, как утверждают историки литературы, Лев Толстой стал приглашать Брайцева в Ясную Поляну.

Жанр спектакля “Рождество” обозначен как “городской романс”. Поставил его главный режиссер театра Сергей Куликовский. Инсценировку написал Игорь Сонин — под этим псевдонимом обнаружим популярного актера труппы Игоря Подливальчева. Это не первая работа Сонина-Подливальчева в качестве драматурга. Дебютировал он пьесой “...И слышатся лишь звуки полонеза”, написанной по мотивам двух произведений “Медвежья свадьба” Анатолия Луначарского и “Медведь” Проспера Мериме.

— Этим спектаклем мы хотели показать зрителям, что в Беларуси в XIX веке существовала своя талантливая городская эпистолярная проза, такая же интересная и глубокая, как, скажем, произведения Александра Куприна, — поясняет концепцию режиссер Сергей Куликовский. — Жаль, что целый пласт подобной литературы не представлен в наших театрах. Мы, как мне кажется, восполняем этот пробел. Произведение Брайцева, имя которого сегодня подзабыто, наполнено внутренней поэзией, большой внутренней культурой, живыми характерами. В этом отношении оно ничуть не уступает известным произведениям русской литературы. К сожалению, мы забываем о своих авторах и их творчестве, а ведь у нас их достаточно. И все они ждут своего внимательного прочтения и сценического воплощения.

Сюжет “Рождества” прост: разворачивается история первой любви, которая под гнетом обстоятельств заканчивается трагедией. Молодые актеры Эрик Абрамович, Артем Пинчук, Екатерина Королева, Вадим Гайдуковский играют ее с таким жаром, что на ум приходят сравнения с постановками Сергея Женовача или Петра Фоменко по классическим произведениям “Мальчики” или “Волки и овцы”. В актерском исполнении есть живая эмоция, искреннее желание интерпретировать классический материал просто, ясно и доходчиво, что не отменяет всю сложную гамму чувств, которую переживают герои. Актеры Наталья Капитонова, Валерий Глазков и Людмила Баталова проводят другую важную линию спектакля — тему отцов и детей, обеспокоенности родителей за завтрашний день отпрысков. Но всегда ли стоит руководствоваться в выборе целей только рациональными решениями? Вопрос остается открытым. Яркую комедийную составляющую обнаружим вдруг в образе незадачливого, но, как водится, богатого жениха Осипа Патковского в исполнении Александра Гусева. Обрамляет актерскую игру изысканная работа художника-постановщика Марины Шусты и балетмейстера Марины Барановой. В общем, “Рождество” — достойный результат слаженной командной работы. Ближайшие показы спектакля пройдут 2, 9 и 19 ноября.

СПРАВКА “НГ”
Якуб Брайцев — белорусский прозаик, драматург, поэт. Родился 19 февраля 1861 года в селе Забелышин Климовичского уезда Могилевской губернии. Окончил начальную школу в родном Забелышине и приблизительно в 1873 году поступил в уездное училище в Климовичах. Под впечатлением произведений русских писателей он написал повесть “Богачи”, которая в 1889 году вышла отдельным изданием в знаменитой типографии Ивана Кушнерова. Сданные в набор в типографию его “Невдашечка Анюта” (1887) и “Дудолева лоза” (1889) так и не вышли в свет из-за материальных затруднений автора. В 1905 году он пишет комедию “Беда цыгана”, собирает материалы к задуманным повестям. 1905—1906 годы вошли в его жизнь активной поддержкой революционных выступлений, надеждами на большие перемены. Именно в этот период Якуб Брайцев приступил к созданию романа “Среди болот и лесов”, который он завершил лишь в 1916 году, а до публикации дело вовсе не дошло. Нужны были деньги, которых у него не было. Впервые роман был опубликован только в 2013 году в издательстве “Регистр”. Умер Якуб Брайцев в 1931 году.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter