Рожденные с патологией

Хирурги  4-й  детской  больницы  впервые  провели  операцию  по  восстановлению  целостности  языка  у  ребенка. Природа зло пошутила над мальчиком: он родился с комплексной челюстно-лицевой патологией

Хирурги  4-й  детской  больницы  впервые  провели  операцию  по  восстановлению  целостности  языка  у  ребенка

Природа зло пошутила над мальчиком: он родился с комплексной челюстно-лицевой патологией. Деформированная нижняя челюсть, раздвоенный язык, сквозная расщелина верхней губы и неба... Случай нетривиальный –  с таким сотрудники отделения челюстно-лицевой хирургии
4-й детской столичной больницы еще не сталкивались. 

Девятимесячному малышу уже провели операцию и восстановили целостность языка, сделали пластику нижней губы. Впереди еще несколько этапов устранения врожденной патологии, правда, не все дефекты в этом случае подвластны хирургическому скальпелю и фиксаторам. Но специалисты всеми силами постараются помочь ребенку, который вдобавок ко всему лишен родительского тепла: мальчика направили на лечение из Могилевского дома ребенка. Его мама, как только узнала, каким на свет появился ее сын, отказалась от него. 

По словам заведующего отделением челюстно-лицевой хирургии 4-й детской больницы Вячеслава Шушкевича, врачам отделения нередко приходится иметь дело с «отказниками». Врожденные внешние патологии у детей чаще других отпугивают родителей. Потому что аномалии здесь, так сказать, налицо. Если иное отклонение от нормы может быть скрыто внутри тела, то это сугубо внешнее и может быть просто шокирующим. 

— К сожалению, часто срабатывает стереотип и родителям бывает сложно принять то, что их ребенок «другой», — говорит Вячеслав Шушкевич. – Они убеждены: если у ребенка расщелина неба (волчья пасть) или расщелина губы (заячья губа), значит, он неполноценен и в умственном отношении. Но это отнюдь не аксиома. Практически всегда дети с такими дефектами, особенно если аномалии развития попытаться устранить, полноценные и хорошо развиваются. 

Расщелины губы и неба – одно из самых распространенных врожденных уродств человека. В среднем на планете один из каждых 500—800 новорожденных появляется на свет именно с ним. Риск родить ребенка с такой аномалией есть у любой без исключения супружеской пары. Причины – патологические гены у родителей, спонтанные поломки в ДНК, неблагоприятное воздействие окружающей среды (в том числе никотина, алкоголя, наркотиков) на зародыш. Чаще всего виновато сочетание вышеперечисленных причин, но в подавляющем большинстве случаев риск не превышает одного процента. 

Однако счастливый случай оказаться вне этого процента выпадает не всем. И тогда зависит от множества факторов, смалодушничает человек или нет, откажется от собственного ребенка или сможет справиться с ситуацией. В доказательство этого сотрудники отделения приводят в пример историю, которая разворачивалась буквально у них на глазах. 

В семье родился ребенок с расщелиной неба. Горю матери нет предела. Отец высказал свое отношение к ситуации конкретно: откажешься от ребенка – семья сохранится, нет – из роддома домой и не думай приезжать. Женщина выбрала мужа. Ребенка оформили в приют и спустя несколько месяцев направили в «четверку» на операцию. Мама втайне от мужа продолжала все это время отслеживать судьбу малыша. В день операции пришла в больницу, затем попросилась за сыном несколько дней поухаживать… Понятно, что ребенок в приют больше не вернулся – материнское сердце иначе поступить не могло. А отец? Женщина его больше не хотела видеть… 

Как сказал Вячеслав Шушкевич, детей с дефектами неба и губ после операций и работы с логопедом в дальнейшем практически не отличить от обычных: 

— Ребенок, повзрослев, имеет право даже и не знать, что родился с таким недостатком. А вот родители, наоборот, должны четко уяснить, что своевременная и грамотная операция практически всегда гарантирует восстановление и излечение. 

Каждый год в отделении проводят пластику расщелины неба и губы более чем у 300 детей со всей республики. Кстати, только здесь эти операции поставлены на поток. В больницах областных центров они если и проводятся, то в ограниченных количествах. В 4-й больнице от волчьей пасти и заячьей губы избавляют по методике, которая стала применяться здесь  несколько лет назад. Она касается прежде всего техники выполнения самой операции – объемов вмешательства, способов разреза, последовательности манипуляций. Хотя Вячеслав Шушкевич считает, что возраст пациента в успехе дальнейшего восстановления играет тоже непоследнюю роль. Например, чем позже устраняется дефект, тем ниже вероятность нарушения роста верхней челюсти, прикуса и внешних проявлений патологии. С другой стороны, чем дольше человек живет с таким лицом, тем сильнее физический дискомфорт и психологическая травма. У него нарушена речь, возникают неудобства при приеме пищи, чаще развиваются простудные заболевания, возникают сложности с социальной адаптацией.  Если ребенок прооперирован в младенческом возрасте с учетом физиологических особенностей развития челюстно-лицевой части, то впоследствии у него останутся только небольшие отголоски врожденной аномалии. Поэтому лучшим возрастом для таких операций специалисты отделения определяют полгода с момента рождения. Хотя какое-то время считалось: чем взрослее человек, тем крепче ткани и легче хирургу работать. 

— В свое время операции по устранению расщелины неба мы делали начиная с четырехлетнего возраста, оставляя возможность ребенку до школы пройти курс реабилитации, научиться говорить, — рассказывает Вячеслав Шушкевич. — В медицинской практике есть методика, согласно которой такие операции проводятся еще позже – лет с 12. 

Какие бы в данном случае методики ни использовались, понятно одно: ребенок нуждается в пластической операции. В противном случае его ждут серьезные проблемы не только с приемом пищи и дикцией, но и с дальнейшим становлением личности. И если врачи делают все, что в их силах, уже после того как дефект «налицо», то родители, чтобы не заставлять страдать собственных детей и не совершать непростительных ошибок самим, должны исключить малейшую вероятность в отклонении развития ребенка, всеми способами избегая факторов риска. 

Кстати 

Хотя всем известно, что сигареты опасны для здоровья, многие даже не представляют, как курение в первую половину беременности может отразиться на здоровье будущего ребенка. 

Новые исследования британских ученых установили зависимость между курением на раннем этапе беременности и рождением ребенка с расщелиной лица. Часто женщины продолжают курить, не зная, что они беременны, а иногда просто игнорируют предостережения врачей, не осознавая, насколько опасно такое поведение для будущего ребенка. 

Автор исследования профессор стоматологического факультета Питер Мосси говорит, что формирование неба происходит на 6—8-й неделе беременности, курение будущей мамы в этот период может проявиться в виде волчьей пасти или заячьей губы у ребенка. 

Ученые установили, что почти 70 процентов матерей, чьи дети родились с лицевыми дисфункциями, курили во время беременности. Исследователи также установили прямую зависимость риска расщелины лица у ребенка от количества выкуренных сигарет: чем больше сигарет будущая мама выкуривает в день, тем больше вероятность, что ее ребенок родится с упомянутыми отклонениями. Существуют другие факторы, влияющие на развитие лицевых дефектов, однако доминирующим является именно курение. Статистические данные свидетельствуют, что в Шотландии, где было проведено исследование, на 700 новорожденных приходится один ребенок с волчьей пастью или заячьей губой. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter