Рожденные рабами, или Получат ли потомки африканских невольников компенсацию

В 1807 году, т.е. 200 лет назад, в США был принят закон, запрещающий ввоз чернокожих рабов. Но он не отменил самого рабства и не дал свободу чернокожим невольникам...

В 1807 году, т.е. 200 лет назад, в США был принят закон, запрещающий ввоз чернокожих рабов. Но так как «образцовая» Конституция этой страны запрещала принятие каких-либо законодательных актов, лишающих добропорядочных граждан США имущественных прав (а раб был всего лишь имуществом), то принятый закон не отменил самого рабства и не дал свободу чернокожим невольникам. 

Принято считать, что с закатом Римской империи       закончился и рабовладельческий период в мировой истории. Но, как известно, торговля людьми продолжается по сей день, к счастью, не в тех масштабах и не так открыто, как в эпоху Древнего Рима. И тем не менее был период в истории человечества, когда Рим, как говорится, мог отдыхать. И связан он с открытием Америки. 

Прибывший в 1502 году туда испанский миссионер монах-доминиканец Бартеломео де Лас Касас ужаснулся той жестокости, с какой конкистадоры истребляли и превращали в рабов коренных жителей Америки. Именно он первым и предложил заменить рабов-индейцев на рабов-негров. Испанский король одобрил эту «идею». Точку в этом вопросе поставила папская булла 1537 года, провозгласившая американских туземцев «настоящими людьми». И теперь свои взоры завоеватели Америки обратили на чернокожее население Африки. Испанцы быстро нашли общий язык со своими основными конкурентами-португальцами, которые контролировали побережье Западной Африки. Уже к середине XVI века работорговля по маршруту Африка—Америка расцвела буйным цветом. Вслед за испанцами и португальцами в этот сверхприбыльный бизнес  включились и голландцы. Именно голландский корабль в августе 1619 года доставил первых 20  закованных в цепи черных невольников к берегам Северной Америки в английское поселение Джеймстаун, которые были проданы в качестве «законтрактованных слуг». Вскоре с таким живым грузом к берегам Северной Америки потянулись корабли французов, датчан. 

Одними из последних этим  бизнесом занялись англичане.  Но уже к началу XVIII века их позиции на этом рынке укрепились настолько, что они стали поставлять рабов даже в чужие колонии. В 1713 году Испания вынуждена была подписать договор, по которому англичане наделялись исключительным правом на продажу рабов даже в испанских колониях. В результате, по подсчетам исследователей, за время существования рабства в Америке англичане перевезли в четыре раза больше чернокожих невольников, чем все остальные страны, вместе взятые. Но и остальные не были внакладе: по разным оценкам, за период с 1510 года, когда на Гаити была доставлена первая партия рабов, и до середины ХIХ века с Черного континента было продано в рабство от 10 до 28 млн. человек. Это не считая 2,5 млн. невольников, погибших от голода и болезней в забитых до отказа корабельных трюмах. 

Работорговля превратилась в постоянный элемент коммерческих операций между американскими колониями и Восточной Африкой. К добыче рабов стали активно привлекаться вожди африканских племен. Они охотно меняли своих подданных на привозимое из Америки оружие, текстильные изделия, предметы домашнего обихода. 

А в самой Америке чернокожие стали ключевой составляющей экономики, построенной на коммерческом выращивании табака и хлопка. Рабство приносило плантаторам колоссальные барыши. Когда в 2004 году потомки черных рабов, вывезенных из Африки в США в количестве шести взрослых и двух детей, подали иск к табачному гиганту «R.S.Rendols», он равнялся ни много ни мало двум миллиардам долларов. 

В1660-х годах принятый  ранее пожизненный статус раба стал распространяться и на все его потомство. Законы освобождали белых плантаторов от ответственности в случае смерти принадлежащего им раба и разрешали преследовать и убивать беглых рабов. 

Как это не покажется на первый взгляд странным, но именно Великобритания в XVIII веке становится инициатором принятия целого ряда международных конвенций, запрещающих работорговлю и рабство. Но ошибается тот, кто думает, что английские джентльмены руководствовались этическими, а не презренными экономическими интересами. В том-то и дело, что после 1775 года, потеряв свои североамериканские колонии, Британия избавилась от необходимости пополнять их рабочей силой. Во-вторых, запретив рабство, англичане таким образом надеялись подорвать экономический потенциал не только США, но и Испании и Португалии, который во многом зависел от подневольного труда африканцев в их колониях. Лишившись дешевой рабочей силы, эти страны неминуемо стали бы заменять ручной труд машинным, т.е. расширили бы закупку промышленного оборудования в «мастерской мира», какой в тот период и являлась Великобритания. 

Проблемы рабства стали   волновать и лучшие гражданские умы североамериканцев. Но связано это было прежде всего с опасением, что быстро растущая численность цветного населения стала угрожать серьезными социальными последствиями. Еще до образования США Томас Джефферсон выносит на рассмотрение Континентального конгресса предложение о запрете ввоза в страну чернокожих невольников. Но это его предложение, как и внесенное на рассмотрение II Континентального конгресса предложение об осуждении английского народа и короля Георга III за поощрение работорговли, не находит поддержки у депутатов. Принятая в 1787 году «образцовая» Конституция США, по сути, только закрепила рабство, признав рабов собственностью и обязав американское правительство защищать ее. 

Однако после войны за независимость, в которой значительную роль сыграло чернокожее население, в ряде штатов были приняты законы, запрещающие работорговлю. В 1783 году штаты Массачусетс и Вирджиния представили свободу рабам, служившим в континентальной армии. В штате Миссури вообще была предпринята попытка объявить свободными людьми всех рожденных на его территории негров и запретить ввоз новых рабов. Тем не менее и после этого количество рабов в южных штатах продолжало расти. Как и число бунтов и восстаний чернокожего населения США, не желающего больше мириться с рабством. В марте 1807 года обе палаты британского парламента принимают закон о запрещении работорговли. В тот же год закон о запрете ввоза рабов принимают и в США. Но и этот закон не отменяет самого рабства и не освобождает чернокожих невольников. Под защитой американской Конституции рабство в этой стране официально сохраняется вплоть до 1865 года. Именно тогда Авраам Линкольн подписывает декларацию об освобождении рабов, и в  Конституцию США вносится 13-я поправка, отменяющая рабство. А через три года ратифицируется 14-я поправка, гарантирующая афроамериканцам равные с белыми права на жизнь, свободу и собственность. В 1870 году ратифицируется и 15-я поправка, предоставляющая бывшим рабам право голоса. 

Но почти до середины ХХ  века в США все еще свирепствуют куклуксклановцы. Они убивают, линчуют потомков рабов. В 1923 году в родном штате нынешнего президента США Джорджа Буша Флориде они разрушают город, полностью населенный чернокожими. Но проходит еще немного времени, и афроамериканцы начинают все организованнее выступать за свои права. Это движение особенно усилилось после Второй мировой войны. Оно стало более массовым. И неудивительно, ведь именно негры выполняли в войсках союзников наиболее тяжелую и опасную работу. К середине 50-х годов движение за прекращение дискриминации чернокожего населения охватывает уже всю страну. В 1954 году в США проходит процесс, вошедший в историю как «Браун против Совета народного образования», после чего вне закона объявляется расовая сегрегация в учебных заведениях. В августе 1963 года на весь мир прогремел марш участников движения за работу и свободу, возглавляемый чернокожим проповедником Мартином Лютером Кингом. Убийство борцов за права негров Ламара Смита, Джорджа Уэсли Ли, Малькольма Икса и того же  Мартина Лютера Кинга уже не могло остановить движения чернокожего населения США. Эйзенхауэр, Кеннеди, а затем и Джонсон принимают ряд законов о гражданских правах, которые призваны были, казалось бы, поставить точку в тяжелейшем процессе обретения полной свободы чернокожим населением США. В Белом доме и в других высших эшелонах власти появляются негры не только как обслуга, но и как полноправные государственные деятели. 

В1967 году президент  Джонсон впервые в истории страны назначает чернокожего юриста Тергуда Маршалла членом Верховного суда США. Кстати, это тот самый юрист, который в 1954 году выиграл дело, положившее конец концепции раздельного обучения детей белых и негров. Во время правления Клинтона в правительстве уже появляется первый в истории США чернокожий министр Рон Браун. Правда, когда тот же Билл Клинтон во время поездки по странам Африки наведает печально знаменитый остров Гори у берегов Сенегала, в прошлом служивший перевалочным пунктом работорговли, на предложение извиниться перед народами Африки американский президент ответил, что извиняться ему нет нужды, поскольку это сделал за Соединенные Штаты Авраам Линкольн. 

Но потомки рабов ничего не забывают. «Американская национальная коалиция черных за компенсацию» требует от правительства США гигантскую сумму в размере 1,5 триллиона долларов. Свой  совместный иск США, бывшим западноевропейским колониальным державам, а также ряду арабских государств за ущерб, который был нанесен Африке за годы работорговли, готовятся предъявить и страны Черного континента. Еще в начале января 2000 года созданная Организацией африканского единства специальная комиссия из историков, экономистов, юристов и социологов обобщила результаты двухлетней работы. Была названа и сумма возможного иска – фантастическая цифра в 777 триллионов долларов. 

P.S. Недавно канадский эксперт Джоан Дилани в материале по случаю 200-летия запрета на ввоз в Северную Америку чернокожих рабов отметила: «Сегодня во всем мире в рабстве живет больше людей, чем когда-либо в истории. Современные рабы не носят цепи и кандалы, их не продают открыто на рынках. Тем не менее в условиях глобализации и в ХХI веке  рабство процветает и приносит самую большую прибыль после торговли наркотиками и оружием». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter