Благодаря вмешательству «СБ» на одну асоциальную квартиру в Минске стало меньше

Роза реальностей на Розы Люксембург

Эти две столичные улицы связывает не только соседство, но и трагическая история тех, в честь кого они названы. Лидеры коммунистической партии Германии, профессиональные революционеры Карл Либкнехт и Роза Люксембург были зверски убиты в Берлине 15 января 1919 года. Впоследствии известный историк Исаак Дойчер сказал, что с убийством этих людей «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия и первый — нацистская».


Спустя три года с момента гибели «валькирии революции» и ее соратника в Минске улица Матвеевская была переименована на Розы Люксембург, а Мало-Лютеранская — на Карла Либкнехта. Тогда это была рабочая окраина Минска, застроенная деревянными домиками. В конце 1950‑х — начале 1960‑х облик этой части города радикально меняется: как грибы после дождя стали подниматься двух- и пятиэтажные дома. Да, неказистые с виду, но для людей, совсем недавно перенесших тяготы войны, это были дворцы. Уроженка Славгорода Тамара Михайловна Павлович, ныне проживающая по улице Розы Люксембург, 126, вспоминает:

— Наш домик возводился хозспособом жильцами, работниками окрестных фабрик и заводов. Мы сами под руководством выделенного прораба в 1959 году начали копать яму под фундамент. В общем, жильцы практически сами возвели все.
Прораб веселый был. Помню, спросила у него, зачем такие окна большие? А он, смеясь, ответил: «Какие украли, такие и установили».
Заселились в 1961‑м. Мне тогда было 22 года, и для нас с мужем двухкомнатная квартира стала раем земным. Раньше в окрестных дворах жизнь била ключом и все друг друга знали, дружили домами. А сегодня выходишь из подъезда и чувствуешь себя чужой. Все мои ровесники кто переехал, а кто ушел из жизни.

Открытый подъезд дома.

Тамара Михайловна правильно и уверенно шла по жизни, рассчитывая только на себя. В ее трудовой книжке одна запись: обувной фабрике «Луч» она отдала 44 года. На пенсию ушла начальником смены. Кажется, есть все у человека, но, увы, последние несколько лет убеленная сединами женщина живет, как она утверждает, на пороховой бочке:

— Несколько лет назад в нашем доме поселился «замечательный» сосед. Квартира № 1 ему досталась по наследству от матери и отца. Он и не жил-то здесь толком. То пускал квартирантов сомнительных, то еще невесть кого. Однажды просто перестал сюда приходить. Об этом прознали, как сегодня говорят, асоциальные элименты. Прежде всего они из квартиры вынесли и сдали в металлолом батареи, ванну, унитаз, газовую колонку... А коммунальные услуги никто не отменял, хоть и перекрыли все, что можно было. Сегодня там долг по жировке уже за 1200 перевалил.

Кто бы мог поверить, что в столице, где каждый квадратный метр, что называется, на вес золота, есть жилье, похожее на заброшенный в лесу блиндаж времен Великой Отечественной. Но если заброшенность старого фортификационного сооружения вполне понятна и объяснима, то такая запущенность квартиры, находящейся в 10 минутах ходьбы от метро «Грушевская», объяснению не поддается.

Кухня.

Это какой-то волюнтаризм!

В 2000‑х в столице была успешно реализована городская программа «Закрытый подъезд», сегодня полным ходом идет программа «Доступное жилье». Но на Розы Люксембург, 126, и та и другая приняли изощренную форму. Первый подъезд открыт круглосуточно, и это в том числе позволило местному маргинальному бомонду освоить 31 квадратный метр доступной квартиры № 1. Некогда благоустроенное жилье превратилось в нечто среднее между городской помойкой и загаженным подвалом. Автор материала откликнулся на приглашение Тамары Михайловны посетить в открытом подъезде доступное жилье.

Бацилла и Чума

Квартира, если так можно выразиться, была еще та… Знатоки блатного жанра наверняка знают песню «Бацилла и Чума», которую исполнял Аркадий Северный. И невольно в голове зароились строки:

А ночью, прохладно уж было, 

Продулись друзья в пух и прах. 

Тамарку зарезал Бацилла, 

Зарезал Катюшу Чумак. 

Тамара Михайловна, глядя на изумленного автора материала, поинтересовалась:

— Как вам?! И вот так последние несколько лет. Всюду обращались — в МЧС, к участковому, в ЖЭС, соседка в прокуратуру писала, администрацию района… Кто только сюда не приходил… Да, однажды заколотили дверь, но уже в тот же вечер бомжи выломали ее и снова заселились. Поздно боюсь выходить из квартиры. Однажды надо было срочно в магазин, я пытаюсь открыть дверь и не могу. Что-то подпирало ее снаружи.

Выйти мешало неподвижное тело неизвестного. Потом милиционеры Тамаре Михайловне сказали, что двое «гостей» из квартиры № 1 отравились некой дрянью и их не смогли откачать. В общем, криминальные новости жильцы первого подъезда имели возможность смотреть не по телевизору в записи, а онлайн в свой дверной глазок. А кто посмелее — через цепочку.

— Помогите, — на прощание попросила Тамара Михайловна, — мы уже только на газету «СБ» и рассчитываем.

Спальное место.

Любишь розу — терпи и шипы

Честно говоря, звонить начальству по поводу злополучной квартиры не хотелось. Во-первых, потому что в ней кто-то живет. Точнее, существует. Куча грязного тряпья в углу и два топчана хендмейд — для кого-то возможность переждать холода и не замерзнуть на теплотрассе. А во-вторых, почему журналисту должно быть больше до этого дела, чем тем, кто за это получает зарплату? Разве никто из ответственных лиц района не знал, что в доме № 126 грязь, вонь, инфекции? Что днем и ночью по подъезду снуют подозрительные личности с непонятным прошлым и небезопасным настоящим? Вопросов много. И нужны ответы. В общем, не выходя из смрадного подъезда, автор материала позвонил одному из заместителей главы администрации Московского района. После изложения сути проблемы последовала просьба переслать письмо пожаловавшихся в редакцию людей в администрацию района.

Жильцы дома воспряли духом, когда уже на следующий день плотник ЖЭС заколотил гвоздями дверь в квартиру № 1. Но вечером пришли постояльцы и, оторвав две нижние доски, заползли в свое жилье. Однако процесс был запущен. На следующий день плотник уже по-взрослому замуровал квартиру. Способом варварским, но эффективным. Это видно по фотографии. Правда, перед этим коммунальщик угрозами выгнал из притона двух маргиналов. Несколько последних дней в подъезде стоит благословенная тишина, но с душком. Тамара Михайловна тревожится:

— Они же заколотили квартиру со всем ее содержимым: тряпками, пищевыми отходами и еще невесть чем. Может, под хламом ртуть какая или горючая жидкость? Старый аккумулятор или еще что... Это же опасно! А чуть потеплеет — и там появятся полчища тараканов, блох, крыс… Мне уже стыдно перед внуками, когда они приезжают в гости и задают вопросы, почему так воняет у меня. А это не у меня, это из соседней квартиры несет.

Вход в квартиру № 1.

Эмблема надежды

«А что с письмом жильцов, которое из редакции «СБ» ушло 23 февраля в администрацию Московского района?» — спросит внимательный читатель. Спешим сообщить, что 13 марта на него поступил официальный ответ. Приводим выдержки:

«При обследовании квартиры № 1 жилого дома 126 по улице Р. Люксембург, неоднократно проведенном специалистами ЖЭС-31 ГП «ЖЭУ № 3 Московского района г. Минска», установлено, что собственник в данной квартире не проживает. Со слов соседей, собственник в квартире длительное время не появляется. Специалистами обслуживающей организации доступ посторонних лиц в квартиру № 1 жилого дома № 126 по улице Р. Люксембург ограничен (забита досками, на входной двери установлен навесной замок). /…/

В настоящее время сотрудниками РУВД Московского района г. Минска ведется определение местонахождения собственника квартиры № 1 указанного жилого дома для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 22.12 (нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений жилого дома)».

Из ответа следует, что местные ответственные лица давно знали о том, чем дышит квартира № 1, да, собственно, уже и не квартира, а притон-ночлежка. И как не знать, если долг за коммунальные услуги на 31 января текущего года составлял более 1200 рублей. Из которых пеня — 909 рублей. Плюс в квартире давно отключены электричество, газ и вода. Согласитесь, немного странно, что поиски собственника злополучной квартиры и заколачивание дверей в нее начались только после обращения людей в редакцию «СБ». И не долго ли определяется местонахождение хозяина? Оставим эти вопросы за скобками. Но факт остается фактом, до обращения людей в редакцию проблема не решалась.

Тамара Михайловна верит, что теперь ситуация изменится к лучшему:
— От лица жителей нашего дома хочу выразить огромное спасибо «СБ». 
Начинаем верить, что дело будет доведено до конца: квартиру очистят от хлама, а ее хозяина найдут, чтобы закрыть проблему. А сейчас пойду в хозтовары за дихлофосом, потому что не сегодня, так завтра блохи и тараканы попытаются освоить и мою квартиру.

usachev@sb.by

P. S. Мы будем следить за развитием событий в квартире № 1 и надеемся, что не за горами время, когда жильцы подъезда переведут дух и вздохнут полной грудью. А вместо наспех приколоченных грубых досок появится добротная дверь, за которой будут жить добропорядочные люди. Ну а пока для жильцов дома приведем цитату Розы Люксембург: «Такова жизнь, и такой нужно ее принимать. Смело, бесстрашно и с улыбкой — несмотря ни на что».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter