Ровесник освобождения

Есть на земле белорусской заводы, трудовая биография которых неразрывно связана с годами войны, с восстановлением и укреплением экономической и оборонной мощи страны. Один из них – 124-й автомобильный ремонтный завод, который вчера отметил свой день рождения. Сохранившиеся в памяти ветеранов достижения заводчан – негасимый маяк, напоминающий о тех, кто самозабвенно трудился шесть десятилетий во имя Отчизны.
У предприятия необычная судьба, опаленная войной и наполненная трудовой славой мирных дней. 60 лет назад, когда готовилось освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, по указанию Верховного главнокомандующего создавались заводы для ремонта автотехники. А если точнее, для восстановления поврежденных в боях автомашин, полученных от союзников по ленд-лизу. В их числе был 124-й авторемонтный завод, сформированный на базе 9-го передвижного авторемонтного батальона в Смоленске. В начале июля 1944 года он перебазировался на окраину освобожденного Минска. Теперь здесь площадь и улица Ванеева, экономический университет. Очевидцы вспоминают, что Минск стал огромным пепелищем. Гитлеровцы уничтожили большинство зданий, из 332 довоенных предприятий к 3 июля уцелели 19. Корпуса ряда заводов были заминированы. Там, где сегодня заводские цехи, в июле 1944 года был полузаболоченный участок с тремя старыми зданиями. В одном жили рабочие, в других ремонтировали автомобили. Большинство работ выполняли вручную, детали мыли в цистерне, которую грел костер. Первые заводчане – люди в выгоревших гимнастерках, заштопанных пиджаках, кирзовых сапогах, изношенных башмаках и обмотках. Эти сотни молодых лиц повидали такое, чего не должно быть на свете. Не по возрасту серьезные юноши и девушки жили в срочно построенных бараках. Но никто не хныкал, а на фронт ночью и днем шли восстановленные ими «студебеккеры», «форды», «шевроле», «виллисы» и «доджи», отечественные ЗИСы и ГАЗы. После войны на завод хлынул поток «искалеченных» в боях автомобилей. Поступали новые станки и оборудование, менялись технологии, вытеснялся ручной труд. Ремонтники возвращали к жизни шатуны коленвалов, маслонасосы, крестовины дифференциалов, другие сложные запчасти. К концу 1954 года здесь работали уже 350 человек. Через два года для них был возведен 42-квартирный дом. В 60-х годах началась реконструкция. Тогда здесь ремонтировали бронетранспортеры БТР-40, а БТР-152 модернизировали на БТР-152В. Многие сдавали продукцию с первого предъявления, работая с личным клеймом и без единого дефекта. Начало 70-х годов стало переломным этапом для завода, связанным с реконструкцией и размахом рационализаторской работы. Моторесурс отремонтированных машин достигал 80 процентов от моторесурса новых. Только за 1970 год рационализаторы освоили восстановление деталей 62 наименований к ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, «Урал-375» и УАЗ-469. Армейская организованность накладывала особый отпечаток, и в сочетании с многократным контролем качества это давало стабильные результаты. Ежемесячно ремонтировалось 110—120 различных автомобилей, 300—350 двигателей автомобилей ГАЗ-69, ГАЗ-63, ЗИЛ-151, ЗИЛ-164. 124-й авторемонтный считался одним из лучших среди аналогичных предприятий советского ВПК. Никто и не думал, что наступит развал СССР, в два раза упадет производство, лишая людей работы. До 1992 года завод работал по гарантированным контрактам, и переход от планового военного заказа к выпуску ТНП был болезненным. Поначалу благодаря заказам Минобороны России (более 70 процентов объема выпуска) завод не снижал обороты. Положение ухудшилось с 1997 года, когда заказ россиян упал до 30 процентов. Перешли на заказы белорусских предприятий, МВД и других силовых структур. В условиях конкуренции и кризиса неплатежей создали службу маркетинга, искали новые рынки. Тогда родилось предложение: ремонтировать и продавать автомашины, высвобождаемые в ходе реформы армии. Наладилось партнерство с крупными предприятиями Минска, со Слуцким и Гродненским авторемонтными, Борисовским танкоремонтным заводами. Развивались связи с оборонными заводами России, Украины и Польши. 3 апреля 1995 года Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил завод, убедившись в умении коллектива выпускать конкурентоспособную продукцию. Еще дважды Президент посещал предприятие, оказывая ему поддержку. Мне посчастливилось видеть, как глава государства вручал ключи от первой собранной на заводе «Таврии» инвалиду из Борисова. За 60 лет на заводе отремонтировано 60 тысяч автомобилей более 30 модификаций, 120 тысяч двигателей, 200 тысяч агрегатов, выпущено немало нестандартного оборудования. Сегодня унитарное предприятие «124-й автомобильный ремонтный завод» осуществляет капитальный и текущий ремонты автомобилей: УАЗ-469(3151), «Урал-4320»(375), ЗИЛ-130(131), МАЗ-5335, ГАЗ-66, КРАЗ и агрегатов к ним. Предприятие также специализируется на капитальном ремонте двигателей. По воле судьбы 32-летний Андрей Валериевич Стрелецкий стал одиннадцатым руководителем завода и первым его директором. Здесь он не новичок, пришел сюда 8 лет назад. Принять полгода назад предприятие в сложной экономической ситуации – мужество и оптимизм высшей степени. Стрелецкий работает невозмутимо, в ровной манере общаясь с подчиненными и начальством. Намечена стратегия: компьютеризация производства, повышение качества, внедрение новых технологий, освоение ремонта автомобилей новых моделей. По словам Андрея Валериевича, будущее – в программе создания лесовозов, самосвалов с трехсторонней загрузкой для села, автобусов для геологов и буровиков… Конечно, главная миссия — ремонт автомашин для Вооруженных сил Беларуси с модернизацией и установкой экономичных двигателей. Вместе с тем действуют по «всем азимутам»: ремонт грузовых и легковых машин разных моделей, услуги для широкого круга потребителей. Обладая математическим мышлением и инженерным даром, директор сплотил команду способных и настойчивых: главного инженера Владимира Буткевича, заместителей директора Михаила Костечко (по маркетингу), Михаила Муравченкова (по финансово-экономическим вопросам), Николая Леуша (по производству). У каждого руководителя – своя линия поведения, свои методы. Стрелецкий общедоступен, конкретен и понятен. Родной завод знает до винтика, рациональное от пустого отличает с ходу. Поэтому каждый здесь стремится сделать свой труд, работу своего участка и цеха эффективнее. И еще запомнились слова молодого директора: «Учусь, помня японское изречение: «Знания дороги, а незнание еще дороже». Словом, на 124-м заводе последовательно движутся вперед, отдавая дань уважения тем, кто 60 лет назад освободил родную землю и возродил из пепла цветущую Беларусь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter