«Ровар» из Богдановки

Пинский Музей Белорусского Полесья — настоящая сокровищница...

Пинский Музей Белорусского Полесья — настоящая сокровищница. Удивлять начинает с самого первого взгляда и первого шага: расположен в здании коллегиума иезуитов XVII века. Памятник истории и культуры...


Открыли музей в 1926 году — еще «при Польше». Довоенные сотрудники детально исследовали Пинское и Украинское Полесье, собрали уникальные коллекции этнографии, археологии и нумизматики. Но главная гордость музея — это 43 картины, написанные известными русскими художниками–передвижниками Шишкиным, Васнецовым, Жуковским, Боголюбовым, Перовым и другими. В Беларуси ценнее этой коллекции — только собрание столичного Национального художественного музея...


Впрочем, жемчужин в пинском музее немало. Например, печать пинского князя и саркофаг XII века, первое издание Статута княжества Литовского, писцовая книга королевы Боны, пергаментные грамоты последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, экспонаты из дворцовой коллекции Радзивиллов...


Но отдельно стоит поведать о деревянном «роваре» — велосипеде из этнографической экспозиции. Велосипед в рабочем состоянии. На нем можно ездить. Но делать этого, конечно, никто не станет, ибо второго такого «ровара» больше нет. К слову, в книге учета Музея Белорусского Полесья имеется запись под номером 1669: «Велосипед куплен в 1933 году у ремесленника Василия Ильючика, крестьянина села Богдановка Погост–Загородской гмины Пинского повета за 10 злотых».


— До войны это были немалые деньги, — заместитель директора Светлана Лозюк (на снимке) показывает мне площадку за окном, где в 30–е годы прошлого века проходили ярмарки. Первые пинские музейщики давно приглядывались к ремесленнику, привозившему на продажу свои творения. В конце концов Василий Ильючик поддался на уговоры. Согласился продать «ровар», на котором ездил два года. Без поломок!


Оказалось, смастерил он двухколесное чудо передвижения по чертежам из польского журнала. Использовал разные породы дерева, высушенные до звона. Железные на его велосипеде — только цепь и звездочка. Деревянное сиденье покрыто кожей, на колеса надеты металлические обручи. Все выпилено аккуратно, ровненько, ручная работа — загляденье!


Несколько лет назад музейные работники побывали в Богдановке (теперь это деревня в Лунинецком районе). Пообщались с Александрой Васильевной Рыбковец и Ольгой Васильевной Ковалевич, дочками столяра. Они–то и поведали, что был у их отца и второй «ровар», и третий. Велосипеды исправно служили семье Ильючиков. А к концу жизни мастеровитый глава семейства собрал из дерева... самолет. Однако подняться в небо ему не дали родственники...


Умеют на Полесье удивлять! Современная Богдановка известна тем, что здесь почти все от мала до велика пишут стихи, делают глиняные свистульки и... вяжут веники, которые закупают коммунальники со всей Беларуси. В 2008 году деревня Богдановка даже зарегистрировала свой герб: варяжский щит, пересеченный «в пояс». Вверху на голубом поле изображена серебряная лилия, в нижнем зеленом — половина колеса серебряного цвета. Кто знает, может, за основу взято именно то колесо, которое так искусно получалось у Василия Ильючика?..


Кстати


Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover–«Скиталец» и был создан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли. Первый белорусский дорожный велосипед сконструировали в 1947 году.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter