Ростропович наполнил для нее хрустальную вазу ландышами и солеными огурцами

В МОСКВЕ в возрасте 86-ти лет скончалась Галина ВИШНЕВСКАЯ — легенда оперной сцены, человек, по жизненному пути которого можно изучать историю России большей части ХХ века. Человек, который, без преувеличения, был одним из символов русской женщины — сильной и талантливой.

Завтра в Москве на Новодевичьем кладбище простятся с легендой оперной сцены Галиной Вишневской

В МОСКВЕ в возрасте 86-ти лет скончалась Галина ВИШНЕВСКАЯ — легенда оперной сцены, человек, по жизненному пути которого можно изучать историю России большей части ХХ века. Человек, который, без преувеличения, был одним из символов русской женщины — сильной и талантливой.

Президент        Беларуси        Александр Лукашенко выразил глубокие соболезнования в связи со смертью народной артистки СССР Галины Вишневской ее родным, близким и коллегам. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе главы белорусского государства.

ГАЛИНА ВИШНЕВСКАЯ (урожденная Иванова) родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде. Почти все детство она провела в Кронштадте, живя с бабушкой (родители девочки разошлись, и внучку на воспитание взяла бабушка по отцовской линии). Уже в 14 лет Галина Павловна узнала, что такое жить в блокадном городе. Бабушка Галины Вишневской не пережила первую блокадную зиму и скончалась в 1942 году, после чего Галина Вишневская осталась одна. Весной 1942-го ее взяли в отряд МПВО — местной противовоздушной обороны.

От природы поставленное сопрано Галины Павловны проявилось уже во время Великой Отечественной — с 1943 года, живя в Выборге, она стала заниматься вокалом в местной музыкальной школе, а в 18 лет начинается ее сценическая деятельность — на подмостках Ленинградского областного театра оперетты.

К этому периоду ее жизни относится и первое замужество — ее супругом был военный моряк Георгий Вишневский, фамилию которого она и носила всю жизнь.

Оперная карьера Галины Вишневской развивалась стремительно — после ухода из театра оперетты была Ленинградская филармония, а в 1952 году ее без консерваторского образования принимают в Большой театр, где она вскоре становится ведущей солисткой. В ее репертуаре было более трех десятков партий. Зрители шли в Большой «на Вишневскую» — Донну Анну в «Каменном госте», Татьяну в «Евгении Онегине», Купаву в «Снегурочке». В 1955 году Галина Вишневская выходит замуж за Мстислава Ростроповича, впоследствии — великого виолончелиста. Брак, который был заключен через 4 дня после знакомства на фестивале «Пражская весна», продлился в итоге более полувека — в 2007 году Мстислав Леопольдович ушел из жизни.

В конце 1950-х — первой половине 1960-х Галину Вишневскую узнают и зарубежные зрители — она поет «Аиду» в лондонском «Ковент Гардене», дебютирует в миланской «Ла Скале» и нью-йоркской «Метрополитен-опере». Ее голос производит фурор на любой сцене мира. К концу 60-х Галина Вишневская становится звездой оперной сцены мирового масштаба. Признания на Западе добивается и ее супруг Мстислав Ростропович. Именно тогда они, гордость своей Родины, вступают в конфликт с ее властями.

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович не побоялись дать приют отверженному, казалось, всеми в СССР Александру Солженицыну — писатель жил на их подмосковной даче. Более того, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович направили письмо в защиту неугодного писателя лично Леониду Брежневу. Воспоминание об этом и признательность за этот шаг Александр Солженицын пронес через всю жизнь.

И Галина Вишневская, и Мстислав Ростропович, безусловно, понимали, что после этого шага последует неизбежный итог — травля. Давление со стороны спецслужб, запрет на зарубежные гастроли, срывы концертов — все это стало печальным атрибутом последних лет их жизни в СССР.

Наконец в 1974 году Галина Вишневская вместе с мужем принимает непростое решение покинуть страну. Они уезжают сначала в США, затем во Францию, где для них были открыты сцены крупнейших театров мира. В то же время на страницах официозной советской прессы супруги обвинялись в ведении «антипатриотической деятельности». В 1978 году их лишают советского гражданства (это решение отменят лишь в 1990 году, и они вернутся на Родину, но это будет уже совершенно другая страна).

В 1982 ГОДУ, после триумфального исполнения партии Татьяны на сцене «Гранд-опера» в Париже, Вишневская оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью, а также выступала как драматическая актриса. Она продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы.

В начале 1990-х Вишневская вернулась в Россию, стала почетным профессором Московской консерватории. В 1993 году Галина Вишневская дебютировала как драматическая актриса в роли Екатерины II в спектакле МХАТа им. А. П. Чехова «За зеркалом». Она снималась в фильмах «Катерина Измайлова» (1966), «Провинциальный бенефис» (1993), «Александра» (2007). Ростропович и Вишневская открыли детский фонд (зарегистрирован в Вашингтоне), построили родильный дом. Галина Вишневская патронировала детский Музыкальный театр.

Отдельно стоит сказать о кинокарьере Галины Павловны. Уже в 2000-х режиссер Александр Сокуров специально «под нее» пишет сценарий будущего фильма  «Александра» — простую историю пожилой русской женщины, которая приезжает в Чечню, где служит ее внук — капитан разведроты. Фильм был продемонстрирован на Каннском фестивале в 2007 году. По словам режиссера, «эта картина делалась для нее, только ради нее, чтобы она могла прожить еще одну жизнь».

Галина Вишневская была награждена самыми престижными российскими и иностранными наградами.

1 сентября 2002 года в Москве на Остоженке открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, где она передавала свой накопленный опыт и знания талантливым молодым певцам. Она же являлась его художественным руководителем. Центр занял заметное место в культурном пространстве России. Здесь с успехом было осуществлено десять оперных постановок, прошли многочисленные концерты. Воспитанники центра выступают на крупнейших сценах мира. Главная задача, которую ставила Вишневская как художественный руководитель, — продолжение великих русских вокальных традиций, формирование нового восприятия российской оперы.

Центр оперного пения Галины Вишневской в этом году отмечает десятилетие со дня создания. В честь этого события был запланирован ряд юбилейных спектаклей и гала-концертов. 17 декабря в Венской ратуше должна была состояться презентация центра.

В последние годы Галина Вишневская жила на два дома — между Францией и Россией. В Париже — семья ее младшей дочери, четверо внуков.

3 декабря 2012 года президент России наградил Вишневскую орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.  

История любви

Они стали мужем и женой через четыре дня после знакомства и душа в душу прожили долгую и счастливую жизнь. Любовь гениального виолончелиста, интеллигентнейшего человека, трепетного возлюбленного, заботливого мужа и отца Мстислава Ростроповича и звезды мировой оперной сцены, первой красавицы Галины Вишневской была такой светлой и прекрасной, что ее, наверное, хватило бы не на одну, а на десять жизней.

Впервые они увидели друг друга в ресторане «Метрополь». Восходящая звезда Большого театра и молодой виолончелист были в числе гостей на приеме иностранной делегации. Мстислав Леопольдович вспоминал: «Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня… Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей».

Когда Вишневская собралась уходить, Ростропович настойчиво предложил проводить ее. «Между прочим, я замужем!» — предупредила его Вишневская. «Между прочим, это мы еще посмотрим!» — ответил он ей. Потом был фестиваль «Пражская весна», где и произошло все самое главное. Там Вишневская наконец его разглядела: «Худой, в очках, очень характерное интеллигентное лицо, молодой, но уже лысеет, элегантный», — вспоминала она.

На ужине в пражском ресторане Ростропович заметил, что его дама «более всего налегала на соленые огурцы». Готовясь к решающему разговору, виолончелист пробрался в комнату певицы и поставил в ее шкаф хрустальную вазу, наполнил ее огромным количеством ландышей и… солеными огурцами. Ко всему этому приложил пояснительную записочку: дескать, не знаю, как вы отнесетесь к такому букету, и поэтому я, чтобы гарантировать успех предприятия, решил добавить к нему соленые огурцы, вы их так любите!..

18 марта 1956 года родилась их первая дочь. Галина Павловна вспоминает: «Я хотела назвать ее Екатериной, но получила от Славы жалобную записку: «Умоляю тебя не делать этого. Мы не можем назвать ее Екатериной по серьезным техническим причинам — ведь я буквы «р» не выговариваю, и она еще будет меня дразнить. Давай назовем ее Ольгой». А через два года на свет появилась и вторая девочка, которую назвали Еленой.

…Золотую свадьбу звездная чета праздновала в том самом ресторане «Метрополь», где Вячеслав Леопольдович впервые увидел свою богиню. Ростропович показывал гостям чек на 40 долларов, который ему вручил журнал «Ридерз дайджест». Корреспондент, когда брал у него интервью, спросил: «Правда, что вы женились на Вишневской через четыре дня после того, как впервые ее увидели? Что вы думаете по этому поводу?» Ростропович ответил: «Я очень жалею, что потерял эти четыре дня».

Из книги «Галина. История жизни»

  • «Это лето — 1930 года — я живу с матерью и отцом «на даче», в небольшой деревне. Взяли меня от бабушки — погостить.
  • Я не помню своей привязанности к родителям — они всегда были мне чужими. Возможно, оттого, что с самого младенчества — шести недель — меня взяла на воспитание бабушка и все мое детство я слышала обращенное ко мне жалостливое слово «сиротка».
  • Моя мать — наполовину цыганка, наполовину полька: мать ее была цыганкой, но я никогда не знала деда и бабушку с материнской стороны — они умерли еще до моего рождения.
  • Когда мой отец впервые увидел свою будущую жену, ему было лишь 20 лет, ей же не исполнилось и восемнадцати. Незадолго перед тем порвав со своим прежним возлюбленным, беременная от него, она переживала тогда свою первую жизненную драму. Мой отец полюбил и женился на ней. Вскоре она родила сына, а через два года появилась я. Мать была очень красива — среднего роста, черноглазая блондинка, с длинными стройными ногами. Помню ее поразительно красивые руки. Но я всегда восхищалась ею как бы со стороны, она никогда не была «моей».
  • Мои дедушка и бабушка — русские, из Вологодской губернии. Дед, Андрей Андреевич Иванов, рабочий-печник, был замечательным мастером своего дела, золотые руки. До сих пор во многих старых домах Кронштадта стоят сложенные им красивые изразцовые печи и камины.
  • Да, решено — я буду артисткой, я буду певицей! (Через пятнадцать лет я стояла на сцене Большого театра и пела Татьяну, а партнером моим был Норцов — Онегин моего детства. И, как пятнадцать лет назад, затрепетало в тоске сердце от его холодного: «Вы мне писали? — Не отпирайтесь...» Знаменитый артист заканчивал свою карьеру — я ее начинала.)

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter