Ростислав Плятт

Актеры советского кино

Смотрите завтра на Первом в 12.15 комедию «Деловые люди»


Ростислав Плятт и Юрий Никулин очень органично вписались в образы киноновеллы «Родственные души», снятой по рассказам О.Генри. Многие из читателей «СБ» наверняка помнят этот комичный дуэт из черно–белого советского фильма: долговязый квартирный вор (Ю.Никулин) и не вовремя проснувшийся хозяин квартиры в трогательном ночном колпаке с кисточкой (Р.Плятт).


Однажды Юрий Никулин в своей передаче «Белый попугай» рассказал о своих встречах с Пляттом в реальной жизни. Они жили в Москве на одной улице, даже в одном доме. Частенько собирались за чаем — рассказывали анекдоты. Так вот, смешные истории, рассказанные Ростиславом Яновичем, в семье Никулиных называли конкретно — «пляттские анекдоты». В клубе, замечу, это название тоже приглянулось и очень быстро прижилось. Легенда гласит, что актер умел разыгрывать коллег и любил хорошие шутки к месту.


Знаете, грамотно «расколоть» партнера всегда считалось особым шиком у актеров. Театралы помнят случай: в своем последнем спектакле «Дальше — тишина» у Плятта был монолог. В Москве эта постановка пользовалась большой популярностью, попасть на нее можно было только, как тогда говорили, по великому блату. И вот как–то достав билеты по просьбе Юрия Никулина, Плятт спросил: «Кого из вашей семьи вставить в пьесу?» Юрий Владимирович с ходу ответил: «Вставь Марию Петровну». Это было имя тещи Юрия Владимировича.


Во время спектакля Плятт, играющий со вкусом западного старика, вдруг медленно говорит: «Противный дождик все еще идет. А бедная Мария Петровна выгуливает собачку Кутю». А дальше пошел законный текст пьесы американского автора. Трудно поверить — зрители ничего не заметили, настолько ловко ввернул артист в текст пьесы имя тещи Никулина.


Почти за 50 лет работы в театре и кино народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР Ростислав Янович Плятт ни разу не сыграл роли, о которой можно было бы сказать, что он сыграл в ней самого себя. Хотя все его эпизоды запоминаются: чудаковатый холостяк в очках из дебютной картины «Подкидыш». Хамоватый дурак Бубенов принес фильму «Весна» много аплодисментов. Наконец, незабываемый пастор Шлаг из любимого сериала «Семнадцать мгновений весны». Собственно,  больших ролей в кино у актера не было.


Критики пишут, что он играл интеллигентность в своем исконном состоянии, то есть «беззащитную, неброскую, порой нелепую, но глубоко сознательную порядочность». Плятт — характерный актер, актер переживания, принадлежал к известной старой гвардии театральных актеров, амплуа которых определяло их статус и жизнь в искусстве: Раневская, Жаров, Симонов... Они не боялись быть на сцене и экране смешными, даже нелепыми.


Подлинный звездный час актера пришелся на 70–е годы, когда общество захотело увидеть в образе героя своего времени истинного интеллигента — человека, пережившего эпоху подлости и предательства.


Известно, что родился актер 13 декабря 1908 года в Ростове–на–Дону. Его отцом был довольно известный в то время адвокат Иван Плят, поляк по национальности. Театральный и киношный псевдоним Ростислав Янович придумал сам, прибавив одну букву к фамилии и немного изменив отчество. Мать — Зинаида Павловна Закаменная — украинка из Полтавы. В 1916-м семья переехала в Москву. Театром Ростислав стал увлекаться еще с юности, активно проявляя себя в школьном драмкружке. В 15 лет он сыграл старого генерала.


В 1926 году он с первого раза поступает в студию к Юрию Завадскому и связывает с ним практически всю свою творческую жизнь. Ныне — Московский театр им. Моссовета.


О личной жизни известно мало. Ясно одно — детей у Ростислава Яновича не было. Исследователи указывают на роман великой Веры Марецкой с Ростиславом Пляттом, который длился долгие годы. И говорят, роман даже имел все шансы перерасти в брак. «Однажды они как сквозь землю провалились. Их месяц искали по всей стране. Ю.А. (Юрий Завадский — супруг Марецкой. — Прим. Ж.В.) злился. Оказалось, влюбленные жили в гостинице в Москве». Но, увы, официального брака не случилось.


Актер Георгий Бахтаров, тесно друживший с Пляттом, оставил воспоминание: «Плятт был женат на женщине старше него. Когда–то та работала в театре Корша и была очень эффектной — рыжая с синими глазами. Со временем превратилась в хромую старуху и регулярно грозила ему: «Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!» И Ростислав Янович не мог уйти, как ни хотел, видимо, чувствовал, что это не пустая угроза».


В конце жизни Плятт написал книгу воспоминаний «Без эпилога». Делать заметки на полях он любил, часто повторял, что если бы не актерство, то он обязательно  пробовался бы в журналистику.


О своей работе в кино в книге сказано: «Я снялся примерно в сорока фильмах, не считая телевизионных, и в стольких же пробовался. Цифра ничтожная рядом с Жаровым или Крючковым, но и она, на мой взгляд, завышена, в том смысле, что настоящих удач в этом списке немного.


Я с теплотой вспоминаю длительный период съемок «Семнадцати мгновений весны», где играл пастора Шлага, и вообще всю работу с Татьяной Михайловной Лиозновой в этом сериале. И, наконец, последнюю свою работу в большом кино у Хуциева в «Послесловии». Очень жалею, что с Хуциевым познакомился так поздно!»


Умер Ростислав Плятт в 1989 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.


Кстати


Одно время в парикмахерских, ресторанах, банях СССР висели объявления: «Чаевые оскорбляют достоинство советского человека». Плятт, рассчитываясь с парикмахером, неизменно приговаривал, косясь на плакат: «Обожаю оскорблять достоинство советского человека». Расплатившись и дав при этом щедрые чаевые, спрашивал: «Я достаточно оскорбил ваше достоинство?»


Подробности


В 1993 году квартиру актера ограбили. В газетах писали, что воры «унесли с собой столовое серебро на 12 персон и 20 государственных наград актера, в числе которых была и золотая звезда Героя Социалистического Труда». Ни одна из наград Ростислава Плятта пока не найдена.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter