Российские животноводы пострадали от ВТО

Сельчане надеются на поддержку государства, которое пообещало компенсировать рост цен на корма. Первыми забили тревогу представители свиноводческой отрасли.

Присоединение России к ВТО ударило по птицеводам и свиноводам. Первые еще пытаются держаться на плаву, а вторые уже работают в убыток

Сельчане надеются на поддержку государства, которое пообещало компенсировать рост цен на корма. Первыми забили тревогу представители свиноводческой отрасли.

«У нас идет плановый прирост промышленного производства. В 2012 году он составил 200 тыс. тонн. Этот объем должен был компенсировать рост потребления и привести к снижению импорта. Тем более что еще до вступления в ВТО Россия снизила квоты на импорт свинины в 2012 году с 500 тыс. тонн до 430 тыс. тонн», — говорит руководитель Национального союза свиноводов Юрий Ковалев.

Но вхождение России в свободный рынок спутало свиноводам все карты. Импорт не только не сократился, а, наоборот, вырос в 2012 году на 13 процентов. В страну было завезено 85 тыс. тонн внеквотного мяса. А начиная с августа 2012 года, когда Россия, собственно, и присоединилась к ВТО, по январь 2013-го импорт свинины вырос на 34 процента.

Свою роль сыграл и сезонный фактор. Прошлой осенью крестьяне начали «распродажу» свиней из-за двукратного роста цен на зерно. Сказался прошлогодний неурожай. Крупные свинофермы также пострадали от удорожания кормов. В результате всех этих факторов свиноводческая отрасль погрузилась в депрессию — сегодня предприятия работают с рентабельностью минус 15—20 процентов.

С четвертого квартала 2012 года свинина подешевела на четверть. И тут забеспокоились производители птицы. Дело в том, что курятина и свинина, в некотором смысле, взаимозаменяемые продукты. Потребитель приходит в магазин и покупает то, что дешевле. Вот и приходится одним производителям снижать цены вслед за другими.

«В результате наша отрасль близка к настоящей катастрофе, — жалуется гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева. — В прошлом году мы покупали фуражную пшеницу по 6 рублей за килограмм, а сейчас — по 11—12 рублей. А доля кормов в себестоимости птицы — 70 процентов». По ее словам, сегодня на некоторых птицефабриках накапливаются серьезные объемы нереализованной продукции. Торговля их не берет — дорого.

В 2011 году рентабельность мясного птицеводства составляла 11 процентов. Сейчас она приближается к нулю. Птицеводам приходится снижать цены, но они не хотят это делать столь радикально, как свиноводы. В этом им помогает традиционная любовь россиян к курятине — самому недорогому мясу. Не случайно производство птицы составляет 45 процентов в общем объеме выпуска всех видов мяса. При этом сами птицеводы намерены искать новые рынки сбыта и расширять ассортимент. Возможно, за счет продукции с более высокой долей переработки.

Взгляды сельчан сегодня устремлены «наверх». Участники рынка говорят, что находят понимание и в минсельхозе, и в минэкономразвития. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже поддержал предложение министра сельского хозяйства Николая Федорова о выделении субсидий в размере 15 млрд. руб. для компенсации роста стоимости кормов. Около 6 млрд. из них будет направлено свиноводам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter