Российские порты ждут перемены

После событий, связанных с распадом Советского Союза, Россия утратила огромные портовые мощности.

После событий, связанных с распадом Советского Союза, Россия утратила огромные портовые мощности. Но за счет целого ряда проектов эту ситуацию в целом удалось переломить. Новые портовые комплексы и терминалы были созданы на Балтике, Севере, Черном море, на Дальнем Востоке.

По информации Минтранса России, объем перевалки грузов в морских портах России за январь – август 2013 года составил 387,1 млн тонн, что на 4,2  % больше, чем за аналогичный период 2012 года. Из общего объема перевалки сухогрузы составили 166,4 млн (рост на 0,1 %), а наливные грузы – 220,7 млн тонн (увеличение на 7,4 %).

Основной грузооборот ложится на балтийские порты. За ними по объему перевалки следуют порты, расположенные в Южном федеральном округе (ЮФО). По словам Президента России Владимира Путина, сказанным на совещании по развитию портов Азово-Черноморского бассейна, на расположенные в этом регионе российские порты с каждым годом нагрузка возрастает. Так, по оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах ЮФО достигнет 150 млн тонн, а это более чем в два раза превышает их сегодняшние возможности.

Как сказал министр транспорта РФ Максим Соколов на этом совещании, при анализе перспектив развития двенадцати портов Азово-Черноморского бассейна выяснилось, что лишь три из них обеспечивают основной грузооборот. «Новороссийск дает сегодня практически две трети (66 %), Туапсе – порядка 10 и Ростов-на-Дону – около 6 % от общего грузооборота. Оставшиеся 9 портов обеспечивают всего лишь 17 %. И хотя у каждого порта есть определенные инвестиционные планы, существенных перспектив для их развития нет, поскольку большинство из них расположены либо в мелководных районах, либо в центре населенных пунктов. А это серьезным образом затрудняет их дальнейшее развитие», – такую оценку дал министр текущей ситуации.

Несмотря на лидирующие позиции Новороссийского порта, он исчерпал свои возможности. Поэтому у Министерства транспорта России есть разработанные планы по его модернизации и развитию – до 2020 года на эти цели предусматриваются средства в размере 120 млрд рублей.

Второй крупнейший проект, который разработан Минтрансом, – создание сухогрузного района морского порта Тамань. До 2025 года здесь предполагается строительство новых портовых перегрузочно-технологических комплексов универсального назначения для перегрузки навалочных (уголь, минеральные удобрения, сера, железная руда и железорудный концентрат), насыпных (зерно), генеральных (сталь) и контейнерных грузов, а также строительство гидротехнических сооружений, объектов коммунального и энергетического хозяйства, железных и автомобильных дорог. Общий объем финансирования проекта составляет 228 млрд рублей.

Основным ограничителем для развития всех портов Азово-Черноморского бассейна и реализации новых проектов, по мнению министра транспорта России Максима Соколова, являются железные дороги. Для их развития необходимы значительные средства. И как сказал на совещании президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, для того чтобы провести заявленные грузы, до 2020 года необходимо инвестировать в развитие железных дорог данного региона 166 млрд рублей.

По мнению Владимира Путина, сегодняшняя задача – не просто снять имеющиеся инфраструктурные ограничения, но и создать достаточный резерв портовых мощностей. Это позволит сгладить пики сезонных нагрузок и минимизировать простои грузов, выстроить эффективные, конкурентные логистические схемы. И сделать это нужно синхронизированно, в том числе с использованием современных моделей государственно-частного партнерства.

По убеждению Президента России, нужно создавать условия, чтобы частных инвестиций было больше. Речь идет о предсказуемых, понятных правилах, необходимых для прихода инвесторов, о минимизации административных и коммерческих рисков, об эффективных инструментах софинансирования. И еще одна важная задача, названная на совещании Владимиром Путиным, – обеспечение конкурентоспособных, привлекательных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса. Это одна из критических компонент сегодня при работе портов в России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter