C 1 января 2016 года Россия вводит эмбарго на ввоз продовольственных товаров из Украины

Россия закрывает украинский рынок. Что купит на нем ЕС?

КАКОЙ Новый год без сюрпризов? Не обошли они и нынешний, но, к сожалению, не с подарками под рождественской елкой. C 1 января 2016 года Россия вводит эмбарго на ввоз продовольственных товаров из Украины и налагает пошлины на все остальные. Речь идет о строительных материалах, косметике, одежде, обуви, бытовой технике, автомобилях и так далее. Основные причины на виду, как на первом снеге, — ответ на санкции Запада, а также начало действия зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

Вялотекущий продовольственный конфликт между двумя странами длился уже несколько лет, но резко обострился в 2014-м, после того как Киев громко заявил о присоединении к Евросоюзу. Теперь намерения становятся явью: с 1 января европейские товары будут поступать в Украину без всяких ограничений. И с этого дня вся украинская мясная продукция, молоко, фрукты, овощи и ряд других продуктов окажутся в России под запретом.

Ввод эмбарго против Украины, с политической точки зрения, выглядит для россиян довольно логичным. Под него попадут те же категории товаров, которые и сейчас запрещены к ввозу из ЕС, США и Канады. Между тем Москва пытается быть конструктивной, продлевает скидку на природный газ, а на прошлой неделе сделала неожиданное предложение — реструктурировать украинский долг в три миллиарда долларов, срок погашения которого уже истек. Однако ответного позитивного движения  так и не последовало. Теперь премьер-министр Дмитрий Медведев категоричен: «Все преференции уходят в прошлое, льгот не будет». 

Но все же, думаю, это палка о двух концах. Можно согласиться с  руководителем украинского аналитического центра Александром Охрименко,  который считает, что санкции  навредят  и России, и Украине. И последней, по его мнению, в наибольшей степени, поскольку экспорт молочной и мясной продукции в Россию был всегда традиционно высок. А теперь здешние сыры, колбасные изделия, всю молочку и кондитерку продавать будет негде.

А добавьте к этому  десятки тысяч новых безработных. И это при том, что безработица в стране и так зашкаливает. Все, что остается украинским производителям, — сокращать объемы производства готовой продукции и сосредоточиться на экспорте сырья. Страна возвращается в прошлое? Кстати, Европа покупает в Украине только кукурузу и подсолнечное масло, готовые продукты питания Украина продает в страны СНГ.

С другой стороны, товарооборот между Россией и Украиной постоянно падает. По итогам текущего года, он едва достигнет 12 миллиардов долларов, тогда как десять лет назад он был больше 40 миллиардов. Сейчас на украинское продовольствие приходится немногим более двух процентов всего российского продуктового импорта. Тем не менее запрет экспорта в Россию означает для Украины огромные убытки. Эксперты называют цифру в 35 миллиардов долларов, хотя Арсений Яценюк оценивает их всего в 600 миллионов. Но и это немало, учитывая экономическую ситуацию нашей соседки. Да и Запад уже не спешит на помощь.

В любом случае Киеву не стоит ожидать, что решительные шаги Москвы заставят ЕС увеличить давление на Кремль. О том, что Брюссель не собирается компенсировать Украине потери от закрытия российского рынка, заявил еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства ЕС Йоханнес Хан. По его словам, Евросоюз уже предоставил Киеву немало денег, чтобы бизнес имел возможность подготовиться к новым условиям рынка, а возможные контрмеры со стороны России не были неожиданностью.

Не стали они сюрпризом для Беларуси и всех партнеров по ЕАЭС. Об этом заявил на днях в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета Александр Лукашенко. Он выразил озабоченность тем, что товар Евросоюза, по нулевой пошлине попав в Украину, по зоне свободной торговли может оказаться на территории всего Содружества. Меры защиты необходимы, и они принимаются. На самом высоком уровне решено за полгода полностью перейти на электронное декларирование товаров, которые будут перемещаться в рамках Евразийского экономического союза. Пример этому уже есть — электронное декларирование между Беларусью и Россией.

Впрочем, и Россия, и Украина — не чуждые для нас страны, мы, естественно, будем подставлять плечо и той, и другой. Вопрос в том, насколько затянется такая ситуация и какие последствия могут быть? Здесь, уверен, нужно время и компромиссное, без эмоций, решение. Второе дыхание в данном случае может приобрести минская переговорная площадка, которая доказала свою эффективность.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter