Россия и Беларусь сотрудничают над созданием перспективных образцов коммерческого и пассажирского транспорта

Производство электротранспорта продолжает расти во всем мире. Крупные мировые машиностроительные бренды все активнее переориентируют свои конвейеры на новый вид техники. Что неудивительно, ведь мир уверенно вступает в новую парадигму глобальной декарбонизации (переход к низкоуглеродной экономике). Развитые и развивающиеся страны стараются внести свой вклад в защиту экологии. Россия и Беларусь в этом вопросе не стали исключением. Страны уже долгое время активно сотрудничают над созданием перспективных образцов коммерческого и пассажирского транспорта. И для этого имеются все необходимые компетенции.

Фото БЕЛТА

Наглядный пример

Накануне в Нижнем Новгороде состоялась презентация первого белорусско-российского электробуса. Совместная разработка получила название «МиНиН» – аббревиатура складывается из первых букв названий городов Минск и Нижний Новгород. Именно в Нижнем Новгороде электробус вскоре и будут использовать для пассажирских перевозок. Конструкторы двух стран создали уникальный продукт, который сможет эффективно конкурировать на рынке. Электробус выпускает российское предприятие «Нижэкотранс» совместно с белорусской компанией BKM Holding. Уже полностью готовы три электробуса, а с BKM Holding на российскую площадку поставлено пять кузовов для сборки. Доля локализации белорусского предприятия составляет 63 процента. В планах разработчиков в 2024 году выпустить 62 таких электробуса.

Стоит отметить, что высокотехнологичные разработки Союзного государства в области транспорта существенно снижают зависимость обоих государств от импорта. Реализация проектов по импортозамещению способствует обеспечению технологического суверенитета Союзного государства. Среди примеров такой кооперации создание евразийского электробуса – объективный показатель высокого уровня промышленной интеграции в рамках ЕАЭС, над которым также работает белорусская компания BKM Holding. При создании электробуса в компании старались максимально задействовать производства на территории ЕАЭС. В данный момент основные комплектующие для электробуса производятся в Беларуси и России.

В целом же, несмотря на санкции, белорусская компания смогла найти выход и сегодня продолжает выполнять заказы. Основной партнер, с которым BKM Holding сегодня работает, – это Россия. Темпы сотрудничества только нарастают. Этому способствуют два слагаемых успеха. Во-первых, высокий уровень компетенций и конкурентная себестоимость продукции, которая позволяет выигрывать тендеры. А во-вторых, во многих российских городах есть необходимость в обновлении городского транспорта – троллейбусов, электробусов и трамваев.

Сегодня ряд российских городов заказывает электробусы с экспресс-зарядкой – такие, как эксплуатируются в Минске и Москве. Некоторые регионы делают заказы на электробусы с ночной зарядкой. До конца 2023 года в планах BKM Holding поставить в Краснодар 16 единиц и еще 9 – в Сочи. Также 11 электробусов будет отправлено в Красноярск до конца года.

Основной продукт, который холдинг производит в наибольшем количестве, – это троллейбусы с автономным ходом, которые могут проехать на одной зарядке без контакта с сетью около 20 км. Троллейбусы такого типа поставляются в Санкт-Петербург, Краснодар и Екатеринбург. Продолжается выпуск классических троллейбусов: в этом году новая модель 321-й серии Olgerd впервые поступит в Мурманск и Краснодар. В 2023-м «трамвайные» контракты были подписаны с Нижним Новгородом, Барнаулом и Самарой.

Проект будущего

При этом развитие технологий машиностроения не концентрируется только на электротранспорте. Беларусь и Россия уже организовали совместное предприятие для разработки грузового автомобиля на водороде. Ожидается, что к началу 2024 года компания продемонстрирует первый опытный образец. Генеральный директор Центра водородной энергетики АФК «Система» Юрий Добровольский поделился подробностями:

– Мы начали заниматься с белорусами и создаем совместное предприятие. К новому году покажем первый опытный образец российско-белорусского водородного грузовика грузоподъемностью около 12 тонн. Надеемся, что к концу следующего года поставим его в серию.

Он также обратил внимание на то, что у совместного предприятия уже есть заказ на первые 30 машин, который полностью окупает проект. Однако, говоря о транспорте на водороде, он отметил, что пока речь идет не о массовом производстве, а о «нишевых решениях». Тем не менее компания рассчитывает в некоторых областях выйти на среднесерийное производство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter