Россия и Беларусь проходят проверку временем, сохраняя вое национальное достоинство

Атмосфера обсуждения проблем союзного строительства на прошедшей недавно XXIX сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, характер и содержание принятых решений выделяют ее из общего ряда. Состоялся разговор, адекватный роли и ответственности депутатов в ускорении интеграции, выработке основ конституционного устройства будущего единого государства. Впервые появилась возможность предоставить Высшему Государственному Совету проект Конституционного акта Союзного государства, при одобрении которого объединительный процесс перейдет в последнюю, заключительную фазу — формирование полноценного союза двух государств.

Образование на постсоветском пространстве суверенных государств в определенных кругах было воспринято с ликованием. Казалось, везде начнется быстрый экономический рост, наступит благополучие и социальный прогресс. В действительности оказалось разрушенным единое экономическое, правовое, информационное и культурное пространство. Произошло резкое падение промышленного производства, в упадок пришло сельское хозяйство, появилась массовая безработица. Миллионы людей столкнулись с неведомыми ранее проблемами.
Как следствие появились ностальгические настроения о прошлом, а вместе с ними — первые шаги к восстановлению разорванных хозяйственных и культурных связей. Начали выстраиваться различные схемы интеграции, надежды на успешную реализацию которых возлагались на Россию, а если точнее — на ее природные ресурсы и высокие технологии.
Центр притяжения
Россия — богатая, высокотехнологичная страна. Но роль локомотива интеграции, центра экономического и финансового притяжения на постсоветском пространстве ей оказалась не по плечу. (В отличие от Германии, например, которая многие годы перечисляла в бюджет Евросоюза столько же средств, сколько все остальные члены Союза.) Это — одна из причин того, что Содружество Независимых Государств не оправдало надежд его участников. Сейчас, когда оно переживает кризис, приходится констатировать, что многочисленные решения Совета глав государств Содружества, якобы направленные на развитие постсоветской интеграции, даже с большой натяжкой нельзя отнести к документам интеграционного характера.
Иная картина в интеграционном объединении, участниками которого являются Россия и Беларусь. Возникнув в 1996 году как Сообщество, оно было преобразовано в Союз Беларуси и России, а в 2000 году — в Союзное государство. Правовая база сотрудничества двух государств в настоящее время насчитывает более 200 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, охватывающих практически все направления двустороннего взаимодействия. При этом выработаны оптимальные варианты унификации законодательств, сочетания национальных и межгосударственных интересов. Весомый вклад в формирование правовой базы Союзного государства внес состоявшийся 24 января 2006 года в Санкт-Петербурге Высший Государственный Совет (ВГС). Подписаны соглашения по вопросам союзной собственности, социальному, медицинскому обслуживанию и свободе передвижения граждан Беларуси и России на территории двух стран.
В качестве приоритетного направления изначально было определено сотрудничество в экономической сфере. За истекшие годы осуществлены меры по выравниванию основных макроэкономических показателей развития государств-союзников, проведению единой структурной, налоговой, таможенной и тарифной политики, объединению энергетических и транспортных систем. Сняты ограничения во взаимной торговле. Созданы равные условия хозяйствования для белорусских и российских предприятий. В значительной степени унифицирована нормативно-правовая база внешнеэкономического регулирования торговых отношений с третьими странами.
Несомненной заслугой союзников является развитие межрегиональных отношений. Если в 1996 году лишь 36 (чуть больше одной трети) субъектов Российской Федерации осуществляли торговые связи с областями Беларуси, то уже к 2000 году почти 80 российских регионов взаимодействовали с ними. В истекшем году торговый оборот в сравнении с 1996 годом увеличился более чем в три раза. Существенные сдвиги произошли в части восстановления и развития кооперационных связей. В настоящее время около 8 тысяч российских и свыше 200 белорусских предприятий участвуют во взаимных поставках продукции. Степень интеграции по отдельным отраслям экономики составляет 75—80%.
В рамках Союзного государства Россия и Беларусь справились с такой бедой и головной болью современного мира, какой является незаконная миграция. В миграционном обмене двух государств сегодня нет проблем. Союзники своевременно подготовили и приняли фундаментальные документы по проблемам миграции — “Соглашение между правительствами РФ и РБ о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев” (1996 год) и “Договор между РБ и РФ о равных правах граждан” (1998 год).
 В указанных документах четко определено, что граждане Беларуси и России обладают равными правами избирать и быть избранными в союзные органы, имеют равные права на участие в хозяйственной деятельности на территории государств-союзников, пользуются равными гражданскими правами и свободами.
Неоправданный
скептицизм
Конституционному акту Союзного государства, как уже отмечалось выше, на сессии Парламентского Собрания было уделено должное внимание. Поэтому иронически-снисходительный тон некоторых российских СМИ в оценке работы союзных парламентариев вызывает удивление. Отдельные материалы по освещению итогов работы сессии ПС, а затем и ВГС с заголовками типа “Союзный долгострой”, “Объединение вновь откладывается” и тому подобных свидетельствуют, мягко говоря, о незнании авторами существа дела, недопонимании сложности проблем объединительного процесса, трудностей подготовки главного документа будущего политического устройства Союзного государства — Конституционного акта. И уж совсем неуместны какие-либо “упреки” в части “проволочек” и неспособности союзников удержать интеграционный процесс в каких-то временных рамках. Основополагающий документ союза двух народов — это не какой-то элитный проект, базирующийся на дипломатии и доверии. Его подготовка должна осуществляться гласно, с привлечением граждан двух государств.
Прежде всего, Конституционный акт должен быть документом с четко обозначенными целями и задачами, понятными не только гражданам двух стран, но и мировому сообществу. При всей важности первого союзникам необходимо озаботиться вторым: многие европейские эксперты считают, что задуманное объединение — “трюк, который позволит В.В.Путину стать главой Союзного государства после того, как он покинет пост президента России”. И вообще, говорят они, Европа не понимает, зачем России нужно объединяться с Беларусью. Какое-то странное непонимание: почему под одной крышей оказались 25 “разношерстных” государств, европейцы понимают, а зачем объединяются два веками живших вместе народа — понять не могут.
Учитывая печальный опыт ЕС
Конституционный акт призван заложить основы строительства Союзного государства на многие годы вперед. Он должен быть символом единства. В нем должны быть четко зафиксированы правовые принципы объединения двух государств, система принятия решений в едином государстве, порядок и форматы переговоров по ключевым вопросам его дальнейшего развития. Европа, объединяющаяся уже десятки лет, не смогла добиться этого. Принятая саммитом ЕС и ратифицированная Европарламентом Конституция не ознаменовала собой создания единого государства. Она не стала символом единства. Как отмечают аналитики, 80% ее текста — это дословная копия действующих ныне договоров о Евросоюзе и Европейском Сообществе. Символом стали переговоры по поводу Конституции, в ходе которых страны ЕС заботились больше не о создании эффективных механизмов принятия решений, а о сохранении возможностей заблокировать их. Теперь уже признано, что это явилось одной из причин провала референдумов по Конституции ЕС во Франции и Нидерландах. Неужели некоторые наши все знающие отечественные “интеграторы” всерьез считают, что мы непременно должны поторопиться и повторить горький опыт европейцев.
Так сложилось, что в союзном строительстве экономика идет впереди политики. И хотя это объективно обусловленная закономерность, она сказывается на динамике, а точнее — на замедлении темпов объединительного процесса. Стремление союзников заложить в проект Конституционного акта основы создания в будущем конкурентоспособной экономики Союза нередко входят в противоречие с их нынешними интересами. А это заставляет вновь и вновь возвращаться к отдельным его положениям, упорядочению их приоритетности. Проблема состоит в оптимизации законодательства в экономической сфере. Задачи сложные. Стремительно, с наскока решить их не удастся. В противном случае можно оказаться в положении Евросоюза.
СССР —
не прототип Союза
Не менее сложными, требующими при разработке сил и времени являются разделы Конституционного акта, связанные с формированием органов Союзного государства — ВГС, Совета Министров, Парламента. В отличие от первых двух парламент является единственным органом, который выбирают непосредственно граждане Беларуси и России. При этом выборы состоятся в том случае, если главный документ конституционного устройства единого государства на референдумах будет одобрен и принят ими. Поэтому при определении в проекте Конституционного акта места и роли парламента, его предметов ведения необходимо думать не только об их содержательной стороне. Они должны быть понятны людям. Граждане должны быть уверены, что избранный ими парламент будет влиять на принятие решений в Союзном государстве. В противном случае мы и здесь можем повторить “опыт” ЕС.
На последних парламентских выборах при явке в целом по Евросоюзу в 44,2% явка избирателей в новых государствах-членах составила 26,0%, а в Словакии и Польше, соответственно, 20,0 и 20,7 процента. Даже в благополучной Швеции на избирательные участки пришло менее 40% граждан. Это свидетельствует о том, что люди не очень верят в возможности Европарламента влиять на дела в Европе. Можно сказать больше: европейцы все более скептически относятся к интеграционным проектам. Но если там это положение можно характеризовать как некое временное состояние перехода от евроэйфории к евроскепсису, то у нас оно будет означать нечто большее. Подобная активность граждан у нас, стоящих на пороге формирования союзных органов, поставит под сомнение перспективы развития Союзного государства, большой интеграции на постсоветском пространстве.
Нередко приходится слышать, что ЕС в выработке своей модели полностью повторил опыт Союза ССР. А следовательно, нам сам Бог велел НЕ идти по этому пути. Не получится. Наше образование — государство принципиально нового типа. Не случайно Договор о его создании не дает ему определения. Очевидно, что нельзя ограничивать имеющиеся возможности углубления классической дефиниции категории государства, принимая во внимание уникальность ключевых аспектов интеграции Беларуси и России. Формулу устройства Союзного государства определит Конституционный акт. Ее надо вырабатывать, видимо, не на базе конституционных представлений о формулах государственного устройства, а исходя из принципа целесообразности, из имеющихся политических, правовых, экономических и социальных предпосылок. В выработке этой формулы многое могут сделать политологи, эксперты, политические деятели, если их умы будут заняты не российской “проблемой 2008 года”, не “кознями” белорусского президента, а решительными интеграционными мерами, которых ожидают народы Беларуси и России. Строительство российско-белорусского дома, конечно, нуждается в ускорении. Но при этом надо не забывать, что в новом доме должно быть комфортно и безопасно. Он должен быть привлекательным и для наших соседей.
С высказанными соображениями о состоянии и перспективах союзного строительства можно не соглашаться. Но одно, главное обстоятельство неоспоримо: налицо тенденция движения вперед. И не только потому, что оно исторически предопределено. Последние годы явились серьезной проверкой для бывших республик СССР. Россия и Беларусь прошли эту проверку, сохранив свое национальное достоинство. Им удалось восстановить разорванные связи, корни которых уходят в глубь веков. Немалая заслуга в этом Союза двух народов, которому второго апреля исполнится десять лет. Именно в Союзе высветились новые, неведомые ранее грани межгосударственной интеграции. Четко обозначились огромные возможности, которыми располагают союзники, бывшие совсем недавно частями единой страны. Сегодня они имеют шанс показать пример объединения во имя блага народов и безопасности мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter