Россия делает серьезные выводы

Газетная фраза "Россия после Беслана стала иной" вчера получила путевку в реальную жизнь.
Жизнь сложнее простых представлений. Помню, как в середине 80-х годов Фелипе Гонсалес, тогдашний кумир евросоциалистической публики, рассуждая о морали, изящно эпатировал студентов Сорбонны хлесткими и неожиданными софизмами. Говоря об идейной необходимости уничтожения СССР, мэтр загадочно улыбался и в конце каждой лекции выносил вердикт: "Я предпочел бы умереть от удара ножом в нью-йоркской подземке, чем помирать от скуки в Москве". Будущие бакалавры политологии понимающе кивали головами и в сотый раз записывали очаровательный афоризм мэтра.

Тогда это казалось блестящим и забавным экспромтом.

Сегодня Гонсалес, о котором последнее время, правда, ничего не слышно, я уверен, предпочел бы самую банальную скуку пленительной перспективе быть взорванным в клочья очередным идейным мерзавцем. И знаменитый журналист Петр Вайль, который после выборов 2001 года, уезжая из Минска в Прагу, сказал, помню, с неподдельным огорчением окружившим его журналистам после пресс-конференции А.Лукашенко во Дворце Республики: "Уезжаю. Пока у вас будет Александр Григорьевич, в Минске не будет сенсаций. О чем писать?.." - он картинно развел руками, а минские коллеги как-то виновато потупились, будто признавая вину за то, что в ближайшее время Беларусь, увы, не обещает знатному гостю "ярких" телекартинок или холодящей кровь газетной хроники о цунами, массовых смертоубийствах и прочих прекрасных, для сердца буревестника, событиях... Вайль вообще-то умный человек, и я уверен, что спустя три года после Нью-Йорка, Тель-Авива, Мадрида, Праги, Москвы, Беслана и еще десятков прогремевших взрывов глобальной минной войны он все же изменил свое мнение о "привлекательности" сенсаций. Вряд ли ему по душе лихорадочная озабоченность санитаров, безумие матерей и остановившиеся глаза младенцев, вдруг ставших сиротами... Более того, я думаю, что свою следующую длительную командировку в Европу американский журналист Вайль не прочь был бы получить в Минск, где тихо, даже скучновато и вс„ как-то обходится без особых сенсаций. Потому что в Минске спокойному человеку можно жить спокойно...

Газетная фраза "Россия после Беслана стала иной" вчера получила путевку в реальную жизнь. Собрав практически все руководство России, Президент Путин в течение 5 - 6 минут довел до руководителей, а также до всех россиян, что начинается новая эра. Как говорил некогда, и по другому, конечно, поводу, поэт Слуцкий: "Эпоха зрелищ кончилась, пошла эпоха хлеба..." Кремль делает очень серьезные выводы. Во-первых, еще до вчерашнего совещания были уволены начальники МВД и ФСБ Осетии. Вместо сугубо штатского Драчевского необъятным Сибирским регионом будет теперь руководить бывший начштаба армии генерал Квашнин, славящийся твердой рукой. Новым уполномоченным властью по Югу России будет один из ближайших сотрудников Путина, тоже известный крутым характером, Дмитрий Козак. Но главное заключается в том, что вскоре, без формального внедрения в Конституцию, в России самым существенным образом изменятся основные государственные институты. Одним проникающим ударом из центра рассечена самая проблемная ветвь власти. Те, кто был уверен в незыблемости электоральных анекдотов, вроде череды избрания губернаторами комиков и иных забавных персон из числа плохоньких, но горластых командиров дивизий, будут, возможно, разочарованы. Но граждане, ответственно относящиеся к будущему России, оценят порядок, который предложил В.Путин: губернаторы вскоре будут избираться на местах по согласованию с Президентом. Если отбросить эвфемизмы, то можно считать, что будет так: Кремль предложит свою кандидатуру, край или облсобрания ее "оформят". Гарантировано, что перед разного рода аферистами, коих последнее время промелькнул перед взором россиян целый сонм, будет зажжен красный свет. Поставлен жирный крест и на славных думцах-"одномандатниках". Мы видели (по телевизору, конечно), как появлялись в Охотном ряду эти люди, мрачно названные в народе "думаками", какие "технологии" возносили их, этих Афродит времен стихийного капитализма из пены в высокое кресло. В свое время публиковались даже ставки и объявлялись "ценники" на думский мандат. С этой "демократической" вакханалией В.Путин тоже решил покончить бесповоротно. Будут ли "протесты"? Возможно. Но идти вперед с перевернутой головой больше нельзя. Думаю, что россияне согласны со своим Президентом.

Телерепортажи, передавшие выступление Путина перед российским руководством, были весьма красочными, хотя Владимир Владимирович был посерьезнее обыкновенного, а его слушатели, как мне показалось, вообще старались пореже попадать в объективы телекамер. Министры, и особенно губернаторы, что-то очень тщательно записывали и не поднимали головы... "Телекартинка" может считаться эхом больших и ожидаемых событий; России пришло время делать глубокие, а не косметические выводы из истребительной войны, которую ей, как и другим крупнейшим странам планеты, объявил неуловимый, но постоянно и очень жестоко дающий о себе знать международный терроризм. "Конкретно-мобилизационным планом" назвал выступление Путина секретарь совбеза Игорь Иванов. По-моему, совсем не случайно в Кремле звучит откровенно военная терминология. Прекрасна была либеральная риторика, звучавшая в Москве на протяжении последних 15 лет, слов нет. Но жизнь, повторюсь, оказалась сложнее простых представлений. Демократия нуждается в защите, и добро должно быть с кулаками. За прекраснодушие, эту повивальную бабку всепроникающей коррупции и иных безобразий, с которыми чуть было не свыклись россияне, с лихвой ответили бесланские дети.

Как мне кажется, в России за последние годы произошло столько сенсаций, столько журналистов сделало на них себе имя, что ей сегодня бы отнюдь не помешало и некоторое количество скуки. Пусть уж лучше на экране будет пресный Петросян, нежели страстный Мамонтов со своими леденящими кровь сенсациями из будней своей же страны...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter