Роскошные китайцы

Письма Инессы ПЛЕСКАЧЕВСКОЙ

Как вы уже знаете (по крайней мере, те из вас, кто читает мою колонку), китайцы одержимы деньгами. Но не только мечтой о желтом металле и освященных портретом Мао банкнотах живет китаец. Его душу греет еще мечта о роскошных вещах. Сбываясь, мечты опустошают кошельки потребителей и обогащают производителей. Китайцы (и не только, между прочим, они, но и мы с вами) покупают не просто вещи, а ощущение избранности. Согласитесь, мало что может с ним сравниться — разве что здоровый секс да хорошая еда.


Китай стал вторым в мире рынком роскоши, обосновавшись сразу вслед за США и обогнав Японию, которой сегодня точно не до того — ей бы с последствиями землетрясения, цунами и ядерного кризиса справиться. Хотя обогнал Японию Китай еще до всех этих природных катаклизмов: в 2010 г. объем продаж роскошных товаров здесь составил 10,7 млрд. долларов США, показав годовой прирост в 30%, в три раза больше, чем в среднем по миру. Специалисты уверены: уже в следующем году материковый Китай и Гонконг станут крупнейшими в мире потребителями роскоши. Как, вы до сих пор думали, что Поднебесная — это «горсточка риса и Мао портрет»? Ошибочка вышла, избавляйтесь от отживших стереотипов. Хотя, если честно, в стране есть еще миллионы людей, для которых горсточка риса — почти роскошь. Печально, но это еще одна примета сегодняшнего Китая — зияющая пропасть между бедными и богатыми, и пропасть эта, к сожалению людей и власти, только расширяется. «Сытый голодного не разумеет» — это как раз о сегодняшнем Китае.


Если вы сами видели или вам рассказывали о «новых русских», то смею вас заверить: по многим позициям китайцы их обогнали. Правда, периода малиновых пиджаков здесь не было вовсе, как не было и периода видеомагнитофонов. И если с малиновыми пиджаками — почти загадка (производили их не здесь, а в Турции), то с видеомагнитофонами все куда понятнее: китайцы их просто не успели застать, потому что экономический рост перенес их сразу в эру сначала VCD, а потом и DVD–дисков. Впрочем, то было давно...


Видео и видимая роскошь — любовь молодых. Если во всем мире шикарные вещи покупают люди в основном состоявшиеся (и в большинстве случаев это означает — не первой, хотя и прекрасно сохранившейся, молодости), то в Китае почти половине покупателей от 18 до 34 лет. Им еще, по большому счету, не с чем сравнивать удобство кожаных подошв, блеск бриллиантов, мягкость шелков и аромат вин, они просто хотят — много и самое лучшее.


И, между прочим, покупают китайцы эту всю роскошь в основном за границей — потому что на родине она стоит куда дороже (если до сих пор вы считали, что Китай — синоним дешевизны, советую пересмотреть эту точку зрения, потому что это еще один отживший стереотип). Самые известные мировые марки открывают бутики в Поднебесной — счет идет уже на тысячи. Причем открывают их не только в городах первого уровня, к которым относятся Пекин, Шанхай и Гуанчжоу и где живет треть китайских богачей, но в по–нашему областных и даже районных центрах. Можете себе представить магазины Gucci и прочие Dolce&Gabbana в Миорах или Несвиже? А для китайцев это совершенно естественное дело: в прошлом году две трети клиентов магазинов класса «люкс» сделали свои покупки впервые. В Китае роскошь идет если не в массы, то точно ближе к народу.


Народ (хотя народ ли это?) потянулся к прекрасному — виллам, яхтам и личным самолетам. Удивлены? А уж как были удивлены мировые производители, узнав, что яхта Абрамовича — не предел китайских мечтаний. Да, пока китайцы по этому показателю отстают: самая дорогая местная яхта стоит чуть больше 12 млн. долларов США. Но они ведь только входят во вкус... Последние месяцы все активнее говорят о развитии малой и деловой авиации — разрешают–таки любителям и на самолетиках спортивных летать (правда, недалеко и под строгим контролем), и целой авиафлотилией обзаводиться. Все, как говорится, для блага человека...


Выглядит это (если невооруженным и неподготовленным глазом) как минимум странно, но ведь слова Дэн Сяопина о том, что «быть богатым — почетно», еще никто не отменял. Хотя справедливости ради надо отметить, что разговоры о необходимости отмены этого главного тезиса эры первоначального накопления китайского капитала становятся все настойчивее. На их фоне покупки идут быстрее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter