Ромео не сыграешь в шестьдесят

Гость «СОЮЗа» — народный артист России Сергей Безруков

С народным артистом России Сергеем Безруковым я встретилась после его возвращения с гастролей в Минске. Там он в очередной раз показал своего «Пушкина».


Сам Александр Сергеевич побывал в Беларуси дважды: в 1820–м и 1824–м годах. Гулял с могилевскими офицерами, передал привет отцу Дельвига и даже составил свою характеристику белорусам в журнале «Современник»: «Народ издревле нам родной».

На Пушкина–Безрукова нельзя не реагировать. На его спектаклях всегда аншлаг, всегда полный партер влюбленных поклонниц — «безруковок». Рассказывают, что одна из них попросила автограф для учительницы по физике, чтобы та не поставила за четверть «двойку»...


С Сергеем Безруковым, народным артистом России, руководителем Губернского театра (назначение произошло в марте 2013 года) мы встретились после его юбилейного моноспектакля «И жизнь, и театр, и кино» — своеобразного автопортрета актера. Олег Табаков как–то сказал про Сергея Безрукова: «Это тот человек, которому актерский дар дала природа. День жизни для него — это день жизни в театре».


— За что же Олег Павлович сослал вас в Губернский театр?


— Если честно, то он сам не ожидал, что так случится.


— Первый сезон Губернского театра открылся спектаклем «Хулиган. Исповедь».


— Есенин — национальный гений. Жаль, что в то время не было Интернета, мы могли бы увидеть сейчас Есенина, Пушкина живьем, такими, какими они были, как двигались...


— Из чего будет состоять репертуар Губернского театра?


— Основу составит русская классика. Мы ставим классику и делаем все, чтобы современная драматургия тоже стала классикой.


— В спектакле « И жизнь, и театр, и кино» переплетены судьбы Есенина и Пушкина, Высоцкого и Сирано де Бержерака. Почему именно эти поэты?


— Каждый — не только яркая личность, но и герой своего времени.


— В фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» используется искусственная маска лица. В чем идея с маской?


— Не надо раскрывать актера, чтобы не отвлекать от Высоцкого.


— Никита Высоцкий рассказывал, что в маске приходилось сниматься в павильоне под плюс 50 градусов по семнадцать часов. Это не опасно для здоровья?


— Когда–нибудь в старости я расскажу правду.


— Сергей, здесь рядом находится Есенинский бульвар — это знак?


— Бульвар здесь с 50–х годов. Может, и знак, что я здесь должен был оказаться.


— Ваша любимая роль в кино.


— Первая. Это была работа в 1994 году с Арменом Джигарханяном в фильме «Ноктюрн для барабана и мотоцикла». Джигарханян — великий артист, и у него многому можно поучиться. Он мне сказал: «Сынок, не торопись...» .


— Как учились в школе?


— По физкультуре у меня было «пять», по химии — тоже. Театр я полюбил в школе. В четырнадцать сыграл Ромео. С того момента, как я его сыграл, на меня стали смотреть снизу вверх. Тут–то у меня и пошли «пятерки»...


— У вас гениальный выбор знаменитых людей: Пушкин, Есенин. Не хотели бы сыграть Путина?


— Нет, я больше по актерам.


— Спасибо за фильм «Реальная сказка».


— Самое печальное, что у нас нет детского кино. Это мой продюсерский проект. Жду, когда на Первом канале снова покажут.


— Какую из ролей хочется сыграть?


— Многое хочется сыграть... Но вот Ромео уже не сыграешь. Есенина я играл в 30 лет. Мне важно было Моцарта сыграть во МХАТе с Табаковым, когда мне было 24 года, а герою моему 25 лет. Сейчас мне сорок. Но по своему мировоззрению я перед Пушкиным мальчишка. Пушкину было всего 37 лет, когда его не стало, но до его мудрости, до его гения не дотянуться... Вот и Высоцкий ушел рано, в сорок два...


— Что такое для вас любовь?


— Все. Когда глаз не можешь оторвать от любимой.


— Верите в судьбу?


— Судьба существует, но человек может повлиять на нее, может менять что–то в своей жизни.


— Ваш идеальный выходной...


— За городом, на лыжах. Но такое очень редко бывает.


— Сколько спите в сутки?


— Могу выспаться и за два часа в самолете, но лучше спать по 8 часов и каждый день.


— У вас все роли великолепны...


— В каждую роль вкладываешь себя. Когда вживаешься в роль, начинаешь и мыслить по–другому, с тобой происходит что–то странное. Ты как бы сходишь с ума. В буквальном смысле этого слова. Поэтому надо уметь быстро выходить из образа и жить своей привычной жизнью.


— В фильме «Июнь» вы сыграли советского пограничника, принимающего бой на границе Беларуси с Польшей. Чем вам близок герой?


— Тем, что у меня дед воевал в разведке на Курской дуге, в Кенигсберге. Когда его призвали на войну, ему было всего 17 лет.


— Ваш театр стремительно развивается. 22 декабря состоялась премьера Губернского театра — спектакль по мотивам Александра Островского «Нашла коса на камень».


— Эту постановку мы приурочили к 190–летию выдающегося русского драматурга. Когда обращаешься к Островскому, хочется поставить его всего, сделать спектакль о нашей жизни, о России–матушке. Островский задает такие вопросы, которые волнуют нас и по сей день. Можно ли оставаться честным и прямодушным, если вокруг правят выгода и корысть? Можно ли быть успешным в делах — и не воровать? Есть ли место настоящей любви, где все продается и покупается? Перед спектаклем в фойе публику встречает ярмарка с изделиями русских народных промыслов, играет Губернаторский оркестр. Зрителей партера угощают «Губернским шампанским» и сладостями.


— Вы сыграли в продолжении «Иронии судьбы» с Лизой Боярской и Константином Хабенским и в продолжении «Карнавальной ночи —2 или 50 лет спустя», где юная энтузиастка Алена Крылатова в исполнении Алены Бабенко и молодой человек Денис Колечкин в вашем исполнении изо всех сил стараются сделать Новый год незабываемым. А как встречать новый 2014 год?


— Самое страшное — встречать Новый год одному, когда сам с собой чокаешься перед зеркалом. Надо найти компанию. Хорошо встречать Новый год в кругу семьи. Снега, наверное, в этом декабре в Москве не будет. Такая теперь у нас зима по–русски. Перед Губернским театром поставим елку. У кого дома елки нет, приходите к нам. Встречайте Новый год с нами! А в январе приходите в театр с детьми — на спектакли «Белоснежка и семь гномов», «Три поросенка». Постараемся даже расширить парковку перед театром.


Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru

 

Советская Белоруссия №243 (24380). Четверг, 26 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter