Роман, с продолжением!

Выпускник столбцовской школы № 3, серебряный призер международной олимпиады по информатике, ныне первокурсник ФПМИ БГУ Роман Удовиченко недавно вернулся с полуфинала мирового чемпионата по программированиюСтуденческая сборная по программированию (Роман, его друг по международной олимпиаде и однокурсник Юрий Писарчик и четверокурсник ФПМИ БГУ Денис Ярец) успешно прошла университетский этап, четвертьфинал в Минске и получила диплом третьей степени в Санкт-Петербурге, на полуфинале чемпионата мира по программированию среди студенческих команд.

— На финал, правда, не поедем, но мы к этому пока и не стремились, — объясняет Роман. — По правилам чемпионата мира каждый участник вправе участвовать в заключительном туре не больше двух раз.
К моему удивлению, личного тренера у молодой эффективной команды нет. Ребята объединились и тренируются самостоятельно. Благодаря Интернету сегодня любой желающий может еженедельно участвовать в тренировочных олимпиадах уровня СНГ и повыше. Некоторые олимпиады имеют отборочную систему: если хорошо зарекомендуешь себя в заочном туре, получишь приглашение на очный. Есть шанс выиграть приз или деньги, хотя для настоящего программиста материальные стимулы не главное.
Интересно, а что для программиста главное?
— Меня привлекает возможность создавать что-то свое. В других областях знаний сделать это сложно — попробуй выведи новый сорт цветка или открой новое химическое соединение! Пусть первые собственные программы были примитивными, но я испытал огромное удовольствие от того, что смог объяснить железным “мозгам”, чего я хочу, и компьютер меня понял и подчинился. Это увлекает. Сразу задаешь себе следующий вопрос: а с более сложным заданием справлюсь? Смогу, например, написать программу, чтобы компьютер решал за меня уравнения по математике?
Вообще-то родители Романа, хотя и окончили радиотехнический институт, техникой ребенка не перегружали. Примерно до пятого класса слово “клавиатура” ассоциировалось у Ромки с аккордеоном: он ходил в музыкальную школу. В пятом мальчик записался в школу юных интеллектуалов “Эрудит” на информатику. Один из основателей и директор “Эрудита”, учитель информатики Владимир Радион сегодня известен в Беларуси как талантливый педагог, подготовивший много призеров республиканской олимпиады по своему предмету.
Информатика — удел людей с развитым абстрактным мышлением. Если математик решает задачу по определению площади одного конкретного прямоугольника, то задача программиста — составить программу, при помощи которой машина сможет измерить площадь любого прямоугольника. Теоретический минимум, который позволяет побеждать на олимпиадах, сравнительно небольшой.  Главное — знать, как применить свои знания. Роман в старших классах решал олимпиадные задачи 20—25 часов в неделю. Накануне олимпиад получал право свободного посещения уроков и пользовался им сполна. Несмотря на это, окончил 11 классов с золотой медалью. Видно, сколько бы ни пугали психологи компьютерной зависимостью, способные к самодисциплине люди ею не страдают.
— Все зависит от человека, — считает Роман. — Споры по поводу того, полезно или вредно подросткам и молодым людям бродить в Интернете, еще долго не утихнут. Но если, включая компьютер, ты четко осознаешь, зачем это делаешь, Интернет становится источником информации, новых знаний, средством общения.
Первая сессия и самостоятельная жизнь в большом городе отнимают много времени. По мнению моего собеседника, учиться в университете только ради диплома или уступая желанию родителей глупо. А если осознаешь, что учеба нужна тебе, то и лекции не пропускаешь, и на домашние задания находишь время. Способность делать выводы на основании собственного опыта — самое бесспорное преимущество человека перед машиной.
— А вот в школе, по моему мнению, не надо изучать все предметы так глубоко. Человек должен быть всесторонне развитым, но на старшей ступени ученику необходимо право выбирать интересные ему науки. Мне нужны математика, физика, английский. Многие формулы и понятия из таких предметов, как химия, биология, география, я успел забыть.
Роман верит, что искусственный интеллект со временем опередит естественный. Это произойдет, как только компьютер станет “обучаемым”, ведь по объему памяти и скорости обработки данных он давно превосходит человека. Если каким-то образом люди смогут научить машину ассоциативному мышлению, интеллектуальное соперничество с компьютерами станет бессмысленным. Но почему люди склонны изображать эру железной логики мрачными красками? Может, напротив, при помощи компьютерного ума человек преодолеет ограничения, обусловленные его физиологическими особенностями, и научиться жить, не разменивая время на сиюминутную суету?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter