Автор малых скульптур создает новый символ для Могилева

Роман с камнем

Среди множества легенд о Могилеве есть и совсем необычная — о том, будто сотни или даже тысячи лет назад в здешних лесах водились львы. Скульптор Владимир Кононов в эту байку верит мало, хотя и замахнулся на масштабный проект по созданию Маски царя зверей.


Маска льва украсит город при въезде со стороны Минска

— Станет ли она очередным символом города? А что вообще можно считать знаковым для Могилева? Наверняка у каждого на это — свой ответ, — мастер отложил в сторону шлифовальный инструмент и защитные очки. Каменная пыль осела, и стали видны чуть грустные глаза царя зверей, характерные завитки гривы. На то, чтобы превратить глыбу крупнозернистого гранита в очередную скульптуру, Владимир потратил больше месяца. Но точка еще не поставлена: хотя снаружи все детали отточены-отполированы, предстоит обработать изваяние изнутри — чтобы Маска идеально встала на постамент. Ее высота — около полутора метров. Плюс еще два добавит камень, на который планируется установить скульптуру, так что видна она будет издалека. Место «прописки» монумента уже определено: на въезде в Могилев со стороны Минска.

Своего звездного часа преображения гранит — без преувеличения! — ждал долгие миллионы лет. Нашли этот камень в пойме Днепра под Могилевом. Обрабатывать его, признался мастер, одно удовольствие: ни трещин, ни каких-либо других повреждений нет. Кроме того, в умелых руках скульптора материал ведет себя примерно, не капризничает. А впервые Кононов опробовал его, когда ваял Мальчика-дубка, который нынче «поддает жару» всем любителям попариться. Собственно, и обосновался Паренек-желудок, как его называют иначе, у входа в главный банно-прачечный комплекс могилевского «Горводоканала». Сотрудничество дирекции предприятия и мастера оказалось таким плодотворным, что Владимир Кононов в итоге три года назад перешел туда на службу. Хотя у художника есть в «Водоканале» небольшая мастерская, весной и летом он предпочитает творить на улице. Своего рода постоянный индивидуальный пленэр по камню, после которого готовые работы идут в народ. То есть на городские улицы и площади.



— Малые статуи близки горожанам и по размеру, и по форме, и по содержанию. К ним в отличие от солидных монументов можно подойти, сфотографироваться, присесть рядом на скамейку. В общем, поднять себе настроение, — считает автор. — Могилев таким образом преображаться стал совсем недавно — с начала двухтысячных, когда в городе появились Дама с собачкой и Звездочет Владимира Жбанова. К слову, он сам попутно и приметы придумал: например, о том, что на удачу нужно потереть пальцы на руках Звездочета. Сила притяжения образов, созданных минским скульптором, еще и в некоей атмосфере театральности, где всегда присутствуют воображаемый зрительный ряд и сцена, а в роли артистов и поклонников Мельпомены выступают сами прохожие. Это завораживает. Международные пленэры по камню «Каменная сказка», которые проходили в Могилеве, тоже подарили областному центру немало выдающихся работ мастеров из разных стран.


В работах Владимира КОНОНОВА - своя философия
Сам Кононов среди прочих скульптур презентовал родному городу Маленького принца. Установили его в Комсомольском сквере — причем автор даже не ожидал, что фигурка сказочного героя станет еще и центром композиции одного из фонтанов. Простояла, к сожалению, всего год: из-за замерзшей внутри воды конструкция треснула и развалилась. Жалко ли потраченного труда? «Да нет, — заверил мастер. — К такого рода поворотам отношусь спокойно, да и вообще скульптуры, по большому счету, долго не живут».

Куда важнее, отмечает, чтобы земляки, для которых, собственно, и создаются уличные композиции, воспринимали их не буквально, а чувствовали философию, заложенную художниками. Она ведь всегда шире и масштабнее самих работ. Донести до зрителя мысль, свое понимание жизни автору помогает сам камень. «Я стараюсь не разрушать замысел природы, а, наоборот, — угадать многовековой информационный код, заложенный в валуне», — подчеркнул Кононов.

Диапазон его работ очень разно­образен: скульптор создал бюст Героя Советского Союза Андрея Мельникова, памятник погибшим воинам-«афганцам» из Могилевского района, внес немалую лепту в оформление каплицы на Буйничском поле. Он же  автор мемориальной доски руководителю народного театра «Валентин» Могилевского городского центра культуры и досуга Валентину Ермоловичу. Памятная доска в честь народного артиста Беларуси и Советского Союза, выдающегося режиссера Виктора Турова тоже дело рук Владимира Леонидовича. В перспективе, признался, хотел бы изваять еще и памятник именитому земляку. На это вдохновляют не только ленты великого кинематографиста, но и старый городской микрорайон Машековка, деревянные дома которого помнят босоногое детство знаменитости. В личных блокнотах, где художник в рисунках запечатлевает свои мысли и образы, множество и других, не реализованных пока идей. Не последнее место в них занимают скульптуры, которые могут украсить будущий парк в Подниколье. Одна из задумок, по всей вероятности, в скором времени материализуется в Светлогорске, где вот-вот стартует очередной пленэр по камню, пропустить который Кононов, понятное дело, не может. А мечтает он о создании Небесных врат. Кто знает — быть может, они на самом деле помогут людям аккумулировать в себе все лучшее? Во всяком случае, часть души художника — как и во всех других работах — там обязательно останется. Жители Могилева, Кричева, Белыничей, Бреста, Балтийска и других городов, где сегодня можно увидеть работы скульптора, этот факт наверняка охотно подтвердят.

Фото автора и Галины Хитриковой

svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter