1 Итак, хочу стать актером. С чего начать?
– Как минимум перейти от желания к делу. В первую очередь актеру необходимо профильное образование. Поэтому начать нужно с поступления в театральный вуз. Конечно, есть много прекрасных артистов, которые не имеют актерского образования. Но оно помогает освоить азы, которые нужно знать обязательно: куда стать, как стать, что чувствовать, как чувствовать и так далее. Когда все это есть в голове, становится немного легче.
2 Как понравиться режиссеру на кастинге?
– Очень просто: быть искренним. Ничто так не привлекает, как индивидуальность. Режиссеры любят, когда актер ничего не «играет».
3 Кто круче: актер театра или кино?
– Сложно ответить. Театр и кино – абсолютно разные вещи. Театр – то место, где у тебя есть всего одна попытка понравиться зрителю. В кино же всегда можно что-то переиграть, передумать, перечувствовать. И зритель запомнит тебя именно по той картинке, которая выйдет в итоге. С чувствами тоже вопрос. В театре все они как будто бы обостряются, а в кино играть так, как в театре, – это табу. И вот как здесь выбрать?
4 Что делать, если совсем не грустно, но нужно заплакать?
– Не беда, есть специальные техники, с помощью которых можно и расплакаться, и рассмеяться. У каждого артиста свои способы. Мне, например, в таких случаях помогает очень простой лайфхак: смотреть на свет и, если есть возможность, не моргать. Но, конечно, идеальный вариант – это разумное сочетание и искренних чувств, и технических приемов одновременно.
5 Брить голову, набирать вес, делать пирсинг ради роли – это нормально?
– Конечно. Раз уж выбрал такой путь – следуй ему и не жалуйся. Да и это же просто прикольно – всегда попробовать разное. Сегодня ты бритоголовый бунтарь, а завтра прилежный семьянин, то закомплексованная девушка с лишним весом, то роковая разлучница. Кайф, по-моему.
6 Зачем вообще менять внешность, если есть грим?
– Я за натуральность всегда и во всем. Грим – это просто помощник. Но если невозможно сделать образ, естественно изменив внешность, тогда уже, безусловно, можно прибегнуть к использованию грима.
7 Режиссер всегда и за всех все решает?
– Не всегда и не за всех. Хотя, конечно, он отвечает за многое. Но и на театральной площадке, и на съемочной работает огромное количество других профессионалов, без которых спектакль или кино просто не смогут получиться. Это художники по свету, художники по костюмам, звукорежиссеры, реквизиторы... Каждый отвечает за свой фронт работы. И кино, и театр – это сложный механизм со множеством деталей. Даже если одна маленькая деталька выпадет, все развалится. Здесь все до мелочей должно быть схвачено и склеено суперклеем.
8 Почему все актеры хотят «Оскар»?
– Не все. Я не хочу. Лучше маленький уютный домик рядом с лесом. А «Оскар» – нет, спасибо.
9 В чем прикол системы Станиславского?
– Станиславский как папа и верный друг, который учит тебя ходить, говорить, читать и писать. С него для актера все начинается. С его системой ты спишь, завтракаешь, ужинаешь, переживаешь, учишься, ошибаешься, становишься на ножки и идешь дальше искать свое место в мире кино и театра.
Кадр из фильма «Пламя под пеплом»
10 Чем отличается хороший актер от посредственного?
– Хороший актер – это человек, который работает 25 часов в сутки и занимается тем, чтобы сделать себя лучше, а не хуже других. У посредственного актера нет времени на работу, а есть время на сплетни и самолюбование.
11 Почему хорошие актеры иногда снимаются в плохих фильмах?
– Кушать хочется.
12 Что сложнее: войти в образ или выйти из него?
– Зависит от роли. Если она близка актеру и его типажу, то войти в образ вообще не составит проблем. А если роль на сопротивление, то понадобится много усилий, чтобы стать с персонажем одним целым. Тяжело ли выйти из образа? Здесь уже зависит от человека, от его восприимчивости. Есть актеры, которые умеют быстро «отпускать», а есть те, кто хранит в себе память о роли годами.
13 Если у фильма или спектакля плохие отзывы, кто виноват?
– Все вместе, потому что делают общее дело. Чуть выше я говорила про единый механизм. Поэтому не может быть одного виноватого.
14 Есть лайфхаки по тренировке памяти?
– Конечно. Есть одно упражнение, называется «Фотоаппарат». Его можно делать где и когда угодно. Задача такая: стараться запомнить все, что находится вокруг, а потом закрыть глаза и воспроизвести увиденное по памяти. Затем вы открываете глаза и проверяете себя на предмет ошибок. После этого запоминаете новые детали, снова закрываете глаза. И так до бесконечности. А вообще в деле тренировки памяти помогает абсолютно все: вы должны много читать, пересказывать, учить стихотворения, интересоваться, быть любопытным. И тогда у памяти не останется других вариантов, кроме как стать безупречной и совершенной.
СПРАВКА «ЗН»
Недавно в эфире «Беларусь 1» показали 8-серийную драму «Пламя под пеплом», снятую Национальной киностудией «Беларусьфильм». Дарья Карпеченкова сыграла в картине одну из главных ролей.
Дарья Карпеченковаleonovich@sb.by
Родилась в 1999-м в Минске. В 2020-м окончила театральный факультет Белорусской государственной академии искусств по специальности «актер драматического театра и кино». В том же году пришла на работу в театр-студию киноактера. Играет в спектаклях «Мышеловка», «Дядя Ваня», «Мiкiтаў лапаць», «Алиса в Зазеркалье», «Тэатр купца Япішкіна», «Волки и овцы». Снялась в фильмах «Пламя под пеплом», «Акушерка. Побочный эффект», «Разбитое зеркало», «Сердце не обманет, сердце не предаст» и других.