Афиша игровых фильмов «Лicтапада» широко обсуждается киноманами

Роль второго плана

Афиша игровых фильмов «Лicтапада» широко обсуждается киноманами...

Афиша игровых фильмов «Лicтапада» широко обсуждается киноманами, каждый уважающий себя зритель уже составил свой личный список лент, которые непременно нужно посмотреть. Можно не сомневаться, что показ картины про географа, который пропил глобус, или скандальной «Жизнь Адель» пройдет с аншлагами.


Кино документальное, к сожалению, почему–то не так популярно и всегда остается на втором плане. Но ведь фильмы этого жанра подбираются организаторами с такой же тщательностью, затрагивают самые острые общественные, социальные и культурные проблемы. На международных форумах класса «А» документальные ленты собирают полные залы. Почему же у нас их показ проходит в полупустых залах?

Беседа с Ириной Демьяновой, программным директором документального кино Минского международного фестиваля «Лiстапад», началась с обсуждения программы документального кино.


— Ирина Николаевна, чем планируете удивить?


— Мы всегда стараемся выбрать фильмы, которые, надеемся, будут интересны. Потому что перед нами стоит задача приучить зрителей к документалистике. Ведь этот жанр представлен в основном только на фестивалях и, к сожалению, практически отсутствует на телеэкранах, у него нет полноценного проката, его мало знают.


Документальные картины не могут быть только развлечением, они требуют от зрителя духовной работы. Но чтобы потенциальную аудиторию не отпугнуть, должна сказать, что и комедии в наших программах есть, причем немало.


— А как достучаться до потенциального зрителя?


— Наверное, стоит больше рассказывать о том, что есть еще и документальная программа. Просмотры будут проходить в кинотеатре «Мир», залы большие, всем места хватит. У нас есть постоянные поклонники, они приходят к нам уже не первый год. Но в прошлом году, к сожалению, аншлаги наблюдались всего на нескольких фильмах — на национальных премьерах белорусских режиссеров или картин, которые еще до начала фестиваля были на слуху, о них писала пресса. Например, большой интерес вызвала лента «Да здравствуют антиподы!» режиссера Виктора Косаковского, отмеченная наградами многих международных форумов. Вывод один: нужно больше рекламы.


— Кто в этом году будет представлять Беларусь на конкурсе?


— Галина Адамович — один из самых известных и ярких наших режиссеров. «Музыка военная» — фильм о белорусском поэте и певце, барде Марке Мермане. Он выпускник филологического факультета БГУ. Пришел в авторскую песню в середине 80–х. Живет в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США). Написал очень много песен на военную тему. Картина представляет собой диалог с Мерманом, в который тонко вплетены его песни и военная хроника.


— Вы сами говорите, что сегодня наших документалистов мало знают. Хотя в этом году только студия «Летопись» выпустила около двадцати картин. А ведь есть еще такие производящие структуры, как Белвидеоцентр, Белтелерадиокомпания, Общенациональное телевидение...


— Популярность тех или иных режиссеров связана с их медийностью, которая обусловлена наличием ярких премьер. Эти кинематографисты, как правило, принимают участие в международных форумах и получают награды, поэтому о них пишут. Кто работает интересно, успешно, тот и известен. Но хороших режиссеров и по определению много быть не может, это явление штучное.


— Чему в этом году будут посвящены мастер–классы документалистов?


— Темой одного из них станет институт продюсерства, пойдет разговор о том, как режиссер должен взаимодействовать с продюсером. Вопрос очень непростой и достаточно актуальный. Найти средства на документальное кино, серьезное и большое, невероятно сложно. Наши документалисты находятся в какой–то степени в тепличных условиях. Но время идет, законы рынка диктуют свои правила.


В прошлом году Гран–при за лучший документальный фильм получил режиссер Срджан Саренач за фильм «Деревня без женщин», но к нам приехать не смог. В этом году Срджан — член одного из жюри. Он–то как раз и проведет один из мастер–классов на эту тему.


Режиссер Юлиан Табаков из Болгарии привезет на конкурс документальный фильм «Цветанка», в котором рассказывает о судьбе своей бабушки, и также проведет мастер–класс.


Все лекции пройдут в Белорусской академии искусств, вход бесплатный, необходимо лишь предварительно записаться на сайте форума.


— А чем нас порадуют молодые кинематографисты?


— «После Врицена» режиссера Даниэля Абмы из Германии — удивительно серьезная работа на очень сложную тему. Это история троих молодых людей, которые выходят из тюрьмы. Их дальнейшая жизнь прослеживается на протяжении трех лет.


Обратите внимание на фильмы белорусских режиссеров Дмитрия Дедка «Отец» и Ивана Куракевича «Моя дистанция». Они о непростых человеческих судьбах. Молодые режиссеры тоже задаются вопросами философскими, и это дорогого стоит.


Большая программа внеконкурсных лент «Белорусская панорама» также интересна и разнообразна. Если есть такие любопытные работы, значит, можно сказать, что документальный жанр развивается и у него есть перспективы.

 

Екатерина ЛЕОНОВА.

 

Советская Белоруссия №204 (24341). Вторник, 29 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter