Роковые звезды

Люди в погонах зачастую балансируют на грани жизни и смерти.
Люди в погонах зачастую балансируют на грани жизни и смерти. Такая работа. Но порой беда подстерегает их не на поле брани, а, казалось бы, во вполне мирных условиях.

На минувшей неделе на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга собрались у братской могилы своих мужей 52 вдовы. Именно столько старших офицеров погибло 20 лет назад 7 февраля 1981 года в авиакатастрофе на аэродроме под городом Пушкино. В тот день из Ленинграда во Владивосток возвращалось командование Тихоокеанского флота, принимавшее участие в ежегодном оперативно-мобилизационном сборе руководящего состава флотов СССР. Около 16 часов по местному времени самолет авиации флота Ту-104 вырулил на взлетную полосу и начал набирать высоту. Оторвавшись от земли на 50 метров, самолет резко накренился вправо и упал, мгновенно взорвавшись. 30 тонн горящего керосина из баков хлынули в салон, лишая шанса на спасение даже чудом оставшихся в живых пассажиров. Внутри салона люди так и остались сидеть в креслах, из-за чудовищных ожогов сразу опознать удалось не всех. Пассажирами рокового рейса были командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов, почти все его замы, начальник ставки верховного главкома в Улан-Удэ, половина штаба флота, командование авиации флота, флотилий, бригад и эскадр. Только адмиралов и генералов в списке погибших было 16 (!). Расследование выдало в качестве официальной версии о причине трагедии, оформленной затем секретным приказом Министерства обороны, следующее: самолет упал из-за нарушения центровки в результате неправильного крепления груза. Скупые строчки некролога появились только в двух военных газетах - "Красной звезде" и "Боевой вахте". Далее почти два десятилетия забвения. И только два (!) года назад родственникам погибших разрешили выбить на плитах их имена, звания, дату гибели и дописать строчку: "Погибли во время исполнения служебного долга". До этого крупнейшая авиакатастрофа, обезглавившая Тихоокеанский флот, была неизвестной на просторах бывшего Советского Союза.

Кстати, именно "СБ" в январе прошлого года первой подробно поведала о другой громкой авиакатастрофе в Советской Армии с участием высших военных чинов. Это случилось на территории Беларуси, неподалеку от Дретунского полигона, что на Витебщине. 10 января 1975 года разбился военный вертолет, пассажирами которого были начальник инженерных войск Министерства обороны СССР маршал инженерных войск Виктор Харченко и начальник инженерных войск Белорусского военного округа генерал-лейтенант Дмитрий Абашин. Вместе с ними погиб и весь экипаж машины: Анатолий Дубков, Анатолий Козлов и Александр Ефремов. Маршал возвращался в Москву после инспекции учений по изучению реализации огневой мощи ракетных и артиллерийских частей в современном бою. Учения были строго секретными, потому, возможно, и информация об авиакатастрофе долгие годы была известна только родным и друзьям погибших. Причиной аварии были названы резкое падение атмосферного давления, перепады в направлении и скорости ветра и как следствие - сильнейшая "болтанка" вертолета. Управлять машиной в тех отвратительных погодных условиях было практически невозможно. Недаром маршала до последнего момента уговаривали ехать в Москву поездом...

При поиске причин аварии тучи сгустились над головой тогдашнего командующего ВВС Белорусского военного округа генерал-лейтенанта Леонида Беды. Вины летчиков в той трагедии не нашли. Но по какой-то страшной иронии судьбы легендарный летчик-штурмовик дважды Герой Советского Союза Леонид Беда пережил погибших на Дретуни чуть меньше, чем на два года. Он погиб в автокатастрофе около Ивацевичей 26 декабря 1976 года. Трагическую участь разделил с ним в тот день находившийся рядом в машине Председатель Президиума Верховного Совета БССР Федор Сурганов. Правительственная "Чайка" на огромной скорости врезалась в автобус ЛАЗ, который за мгновение до этого сам врезался в другой автобус и вылетел на встречную полосу. 3 марта 1977 года Верховный суд БССР приговорил виновника аварии, водителя ЛАЗа Недельского, к 15 годам лишения свободы за нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть двоих человек. Он отсидел около 6 лет и, попав затем под амнистию, в 1983 году вернулся на родину во Львов.

К счастью, история белорусской армии не изобилует трагедиями с гибелью больших военачальников. За последние 10 лет, как сообщили корреспонденту "СБ" в пресс-службе Министерства обороны, выделяется лишь автокатастрофа, произошедшая 14 декабря 1995 года на трассе Брест - Минск в районе города Барановичи. В тот день погиб командир 38-й отдельной мобильной бригады полковник Виктор Гобрейчук. Он направлялся в Минск на заседание Военного совета.

...К сожалению, звезды на небе иногда "выстраиваются" очень трагично для тех, кто носит звезды на своих погонах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter