Рок навсегда?..
11.09.2008
На этот раз Юра пришел на интервью не с пустыми руками, он принес DVD–триптих собственного производства. Цыбин сам снял три видеофильма «Рок–каранацыя», «Рок па вакацыях» и «Рок назаўсёды». Причем последнюю картину Цыбин рекомендовал как первый, шокирующий, острый и самый откровенный документальный роман о рок–движении. Предвкушая просмотр, я ожидала увидеть в картине сенсационные подробности из жизни рокеров в духе макнил–маккейновской книги «Прошу, убей меня», где разнузданные музыканты, не щадя живота своего, пишут песни на оголенных нервах, ведут беспорядочный образ жизни и запекают друг друга в духовке. Так вот нет, все участники фильма «Рок назаўсёды» — прилежные люди с открытой душой, и говорят в фильме об очевидных вещах: Сергей Михалок рассказывает, как его съел собственный образ. Намучился бедняга в роли простачка, решил покончить с черным прошлым, записался в фитнес–клуб, изучил слово «симулякр» и теперь в каждое интервью умело его вставляет. Кроме Михалка, в фильме боль свою заговаривают Куллинкович, Руся, Ворошкевич, Корень... Чистые, светлые души... Отчего их так опасаются организаторы концертов, я и пыталась узнать у Юрия Цыбина.
— Беда, Юрий. Из рук вон плохо у нас организуют концерты альтернативной музыки. Начнем с того, что их мало...
— Именно поэтому мы решили после двенадцатилетнего перерыва восстановить фестиваль «Рок па вакацыях», недавно провели его в концертном зале «Минск».
— Нельзя ли было придумать что–нибудь новенькое? Откуда современная молодежь помнит тот фестиваль «Рок па вакацыях»? Перед концертом я слышала забавную беседу троих молодых людей: «Как сегодняшний фестиваль называется, рок–провокация?» — «Да нет же, «Рок па вакацыях». — «А я вообще подумала, что на «Рок–коронацию» пришла...»
— Многие пытаются придумать что–нибудь новенькое, правда, мало у кого получается. Вы сами начали с того, что рок–фестивалей у нас проводится очень мало. Мы пытаемся сохранить традиции, не растерять все, что было у нас в рок–движении хорошего. Ведь идея концерта «Рок па вакацыях» очень разумная: после лета музыканты встречаются в одном концерте, чтобы обозначить начало нового сезона, все команды выступают бесплатно, вход на концерт — свободный...
— Идея замечательная. Кстати, почему вы двенадцать лет не проводили этот фестиваль?
— Денег не было. Вы же сами знаете, рок–н–ролл всегда держался и держится на голом энтузиазме. Литовцы, поляки, украинцы поддерживают альтернативную музыку на государственном уровне. А когда я прихожу в госорган, например, согласовать фестиваль «Рок–коронация», со мной предпочитают не связываться.
— И как вы действуете?
— Я знаю, на кого опереться. У нас же не Россия и больших затрат на проведение концерта нет. Достаточно поговорить со всеми, с кем ты общаешься, — и люди готовы работать бесплатно.
— Идеальная ситуация.
— Сейчас при желании можно организовать любой концерт.
— Тогда почему вы провели «Рок па вакацыях» под крышей концертного зала «Минск», а не на открытом воздухе? Помнится, 12 лет назад вы проводили концерт в парке Челюскинцев и мечтали превратить его со временем в аналог российского фестиваля «Нашествие».
— Взрыв в День Независимости на минском концерте полностью перечеркнул идею мероприятий open–air. Теперь никто не хочет брать на себя ответственность за безопасность.
— И вы не хотите?
— В первую очередь. Если, не дай Бог, что–нибудь случится, спросят с организаторов.
— Правильно. Не можешь — не берись. На концерте шведской группы Pain в минском «Дримленде» меры безопасности превышали все разумные пределы: во время проливного дождя публика сдавала зонтики в сарайчик с надписью «Камера хранения»...
— Для того чтобы организовывать подобные концерты, надо в этом вариться, надо знать, любить музыку прежде всего. А у нас часто случайные люди берутся за это дело. Хуже всего, когда концерты организуют мошенники. По–моему, в вашей газете я читал о том, что люди дали рекламу концерта группы «Токио Отель», собрали деньги и тут же исчезли.
— Их, кстати, до сих пор не нашли.
— Такие псевдоорганизаторы подрывают доверие ко всем афишным мероприятиям. Вот что плохо.
— А вы говорите «любой концерт можно провести»... Я вот уже сомневаюсь.
— Бывают перегибы, не без этого. Мне обидно, мой коллега Сергей Анищенко сейчас бегает, ищет площадку для проведения «Рок–кола», фестиваля с многолетней историей... А все из–за того, что какие-то люди в Полоцке настроили горисполком против фестиваля. А зачем? Вы позвоните Сергею, он вам расскажет о своих бедах.
— Я звонила. Сказал, что не хочет никаких публикаций. Он уже всего боится.
— Естественно.
— Не постигаю, если музыканты работают на ваших мероприятиях бесплатно, как они выживают?
— Фанаты!..