Чеховские сестры, как вы помните, мечтали уехать из губернского города в Москву. Криком кричали, как Ирина: «...только поедем в Москву! Умоляю тебя, поедем! Лучше Москвы нет ничего на свете!» Еще в начале 2000–х многие белорусские рок–музыканты, не прописанные в столице, обрубали корни и устремлялись в Минск, полагая, что он даст им то, что не смогли предложить родные края, — бешеную популярность, ежедневные концерты, солидные контракты, записи альбомов в лучших студиях, финансовую обеспеченность. На следующем этапе пасть должна была постсоветская публика и российско–украинские продюсеры, а там уж и до мирового признания недалеко. И шли они на прорыв, и слушал и разговаривал с ними Минск, и возвращались исполнители домой ни с чем. Он–то и к своим артистам — не эстрадным и попсовикам — относится без жалости, а к пришлым и подавно.
Что изменилось с тех пор, продолжают ли делать попытки обустроиться в Минске и раскинуть из него сети альтернативщики? Как они продвигают себя в музыкальном пространстве? С этими вопросами мы обратились к рок–н–ролльщикам областных городов, попросив коротко рассказать их и о своих коллективах.
Владимир Йодов, директор панк–группы «Дай дарогу!» (Брест):
«Нам уже 13 лет, записано и издано 7 альбомов, последний — «Боли нет!» — вышел в этом году. Творческое кредо — играть рок–н–ролл. Даем живые концерты, снимаем клипы на «нормальные» композиции. Благодаря таким из них, как «Тома», «Прыгай в коляску», «На Ямайке», команду знают за пределами Бреста. Стратегия продвижения коллектива — интернет, бесплатное распространение своего творчества в нем, съемка качественного видео и размещение его на ведущих музыкальных каналах, постоянный контакт со слушателем через «паутину». Из нашего опыта могу сказать следующее. Группа должна стать популярной в родном городе, не сумела — лучше распустить ее. Но если на нее приходит 500 — 1.000 человек, это дает небольшой шанс покорить города покрупнее. Надеяться надо исключительно на собственные силы. «Дай дарогу!» собирала полные залы в Бресте, когда о нас не знали в Минске, и не было ни одного официально изданного альбома. На мой взгляд, сейчас оценить популярность молодой команды очень просто. Набираешь в поисковике в интернете название группы и смотришь, сколько выдается упоминаний. До 100 — вы еще никто, до 1.000 — уже что–то сделали, 5 — 10 тысяч — вас знают, но не все. Ну а 30 — 100 тысяч — вы звезда. То же с видеоклипами на ютюбе.
Что касается сегодняшнего дня, мы активно гастролируем не только по Беларуси, но и в России. Спрос есть».
Кирилл Богуш, группа Tlusta Lusta (Гродно), инди–рок:
«Трудно назвать какой–то конкретный год, когда была создана Tlusta Lusta. Сами мы за отсчет берем середину 2000–х, хотя и до того что–то пробовали делать, когда люди менялись постоянно. Поиски, кстати, продолжаются, так что наша команда состоит все–таки из сессионных музыкантов. В 2008–м вышел дебютный альбом «Блiн першы». Его мы презентовали и у себя в Гродно, и в Минске. В том же году заняли первое место на фестивале «Басовiшча». Музыка для нас — все же больше хобби, живем мы ради того, чтобы творить.
Раньше мы, как и другие исполнители из провинции, конечно, пытались раскрутиться через Минск, думая, что только отсюда все дороги ведут в большую музыку — здесь крупные концерты, акции, лейблы, готовые подписать молодых артистов, продюсеры, ищущие таланты. А на периферии что? Выступления — время от времени, все «продюсеры» — приятели или поклонники, с соответствующими возможностями и знаниями. В Гродно и сейчас мало что в этом плане изменилось, но такая странность: Минск стал похож на наш город — интересных концертов, на которые бы собирались группы со всей страны, немного; продюсерам дела нет до рока, в лучшем случае они обращают внимание на поп–рокеров. Так что никакого смысла нет ехать в Минск, обживаться в нем и долбить во все стены — пустое занятие. Во всем мире тенденция такова: неизвестные исполнители вовсю используют возможности интернета, пиаря себя аудио– и видеозаписями. И мы не исключение. Дописываем новый альбом, ведем переговоры с зарубежными выпускающими компаниями, и все без помощи Минска».
Дмитрий Герасимович, группа «Небоскребы» (Витебск), мейнстрим–рок:
«Наша команда образовалась в 1994 году, и с тех пор где мы только в Беларуси и России ни выступали — в сборных концертах и с сольниками, в клубах, на байк–шоу. Выпустили альбомы «У соседа», «Кризис», «Придумали», «4», «Между нами». Направление менялось с возрастом группы: начинали с фолк–рока, постепенно впитывали в себя различные течения и тенденции современной музыки, что и трансформировалось в нынешний стиль. В Минске довольно часто играли и играем. Однако не так просто в него вписаться. Во всех заведениях есть своя тусовка, а про разные фестивали и конкурсы я вообще молчу — даже непонятно, как и кто на них попадает. Поэтому и «приходится» играть в России, где к нам относятся по–другому: предоставляют все, что просим, да еще и платят за работу».
Дмитрий Гаврилин, группа «Бан–Жвiрба» (Гомель), фолк–рок:
«Хотя с 1999 года, когда родился коллектив, нами было выпущено всего два альбома (в 2007–м — «Забабоны», в 2010–м — «Дагары нагамi»), мы много где поиграли. Десять лет назад стали победителями «Басовiшча», трижды участвовали в «Таўкачыках», в прошлом году получили Гран–при феста «Рок за Бобров», среди зарубежных фестивалей — московский «Урожай–2006», «ПроРок–2007» в Клину (тоже Гран–при), брянский «Рокерровка–2011», Liiv Riek–2011 в Лиепае. Попробовали себя и в крупной форме, подготовив программу по сказке Владимира Короткевича «Скрыпка дрыгвы й верасовых пустэчаў». Однако концертная деятельность группы оставляет желать лучшего, и таким уж обилием выступлений мы похвастаться не можем: в Беларуси они все реже и реже, в том числе и в Минске. Если в самом начале нам было просто интересно ездить туда, играть по клубам, то постепенно это стало накладно, так как часто организаторы, ссылаясь на отсутствие средств, приглашали сыграть «за дорогу». И еще — реакция минской публики: она всегда отличалась своеобразностью — поддерживать лишь своих, критично оценивать приезжих. Но и к минским группам в Гомеле почему–то особого внимания нет. Получается, что каждый варится в своей каше».
Роман Жигарев, группа Akute (Могилев), альтернативный рок:
«Akute была создана на обломках группы «Глюкi» в 2009 году. В 2010–м успешно выступили на фестивале Be2gether в Литве, стали победителем фестиваля «Басовiшча» и обладателем Гран–при киевского «ВертиФеста». В этом июне выпустили дебютный альбом «Дзевачкi i космас». Из музыки нравятся New Order, The Cure, Placebo, The Killers, Interpol. Тексты навеяны произведениями Азимова, Брэдбери, Стругацких — лирика бескрайних космических просторов. Для нас Минск не является принципиальным моментом либо камнем преткновения, и, если говорить о значимости, мы не делаем различий между ним, Киевом или Вильнюсом. Можно сказать, что для Akute важны все без исключения (и в первую очередь) белорусские города. А проще и доступнее записываться и жить, конечно, в Могилеве, и, кстати, в связи с этим не возникает никаких проблем ни с гастрольными поездками, ни с концертами в других городах».