Гродненский бондарь считает, что любое дело может быть доходным, если им заниматься основательно

Родовое ремесло

Авторские работы народного мастера Беларуси Михаила Куксы заслужили высокую оценку на различных выставках, за личный вклад в развитие культуры и искусства он удостоен премии Гродненского облисполкома имени Александра Дубко. Однако, следуя традициям своих предков, бондарь не отказывается сделать и обычный бочонок для засола, тем самым зарабатывая на хлеб.

Фото автора

Михаила Куксу я застала в перерыве между любимым бондарным делом. Он взялся облагородить пустырь в своем поселке, где бурьян вымахал в человеческий рост. 

Заглушив трактор, Михаил Михайлович объясняет свой порыв.

— Здесь по плану городского строительства должна появиться зона отдыха. Но не в ближайшей перспективе. Поэтому и решил внести в Год малой родины свою лепту в то место, где живу. Приятно, что жители близлежащих домов подходят, помощь предлагают. Но справиться с такими зарослями только трактору под силу, благо он у меня есть. Облагорожу пустырь, построю здесь буслянку, — говорит мастер, указывая на слетевшихся на свежевспаханную землю аистов. 

Такой уж он человек — за любое дело берется с душой. На фасаде дома Куксы издали бросается в глаза надпись: «Каб ісці ў будучыню, ніколі не забывайце мінулае. Хто забудзе мінулае, не будзе мець будучыні. Беражліва захоўвайце і адраджайце культуру нашай Радзімы». Это жизненное кредо владеющего древним ремеслом мастера. 

Стать бондарем начальник конструкторского бюро завода автомобильных агрегатов, автор многих рацпредложений Михаил Кукса решил почти двадцать лет назад. На тот момент вся его трудовая книжка была исписана благодарностями за добросовестный труд на производстве, а ремесленничество не было столь популярным и не сулило большого дохода.

— Просто бондарь во мне жил всегда, я ведь потомок мастеров, для которых это ремесло было хлебом. Правда, отец особо не усердствовал, чтобы мне его передать. Так и говорил: «Учись, сынок, не то станешь пастухом или бондарем». И я прилежно учился в школе, окончил вуз и… стал бондарем, — улыбаясь, рассказывает свою историю Михаил Михайлович. 

Таких бондарей-профессионалов, как Кукса, у нас можно по пальцам перечесть. Поэтому со всей округи к нему люди едут уже много лет. Примечательно, что ему даже не нужно рекламировать свое дело. Молва о том, что в Зарице живет мастер с золотыми руками, способный и бочку сделать, и карету деревянную смастерить, передается из уст в уста, как это было испокон веков. Сейчас бочонок Михаил Михайлович может сделать с закрытыми глазами. Вспоминает, как начинал:

— Жена решила огурцы засолить, а посуды подходящей не нашлось. Вот и пришлось мне восстановить в памяти, чему учил отец. Однако мой первый бочонок потек, с досады я сжег его и только через пять лет вновь попробовал себя в бондарном ремесле. С тех пор оно меня и не отпускает.

Кукса открывает двери в свою мастерскую-музей, и взору предстает бондарство во всем его разнообразии. Бочки, бочоночки, кружки, кадки. И все сделано без единого гвоздя по технологии, которая передается из поколения в поколение! А вершина такого мастерства — «пушка перемирия», стреляющая деревянными ядрами, и эксклюзивная карета. 

— Карета — моя гордость. Она мне даже снилась, почти десять лет вынашивал идею, а сделал за полгода. Здесь все мои конструкторские знания и навыки в работе над чертежами пригодились. Все продумывал до деталей, чтобы рисунок дерева ярче заиграл, каждую дощечку льняным маслом шлифовал, — с любовью рассказывает Михаил Михайлович о своем детище.

Мастер так объясняет свой подход к ремеслу:

— Я никогда не делаю работу спустя рукава. Ведь для истинного бондаря даже небольшой брак — досада. Такому принципу следую и в малом, и в большом.

Не раз наблюдала, как в «Городе мастеров», который разворачивается в Гродно на самые знаковые культурные мероприятия, за бондарными изделиями к Михаилу Михайловичу выстраивается очередь.

— Что же нужно для того, чтобы ремесленничество стало доходным? — интересуюсь.

— Терпение и труд. Для развития народных промыслов со стороны государства сделаны важные шаги, в том числе не нужно регистрировать ИП, сняты барьеры для широкой продажи и рекламы. Сейчас все зависит от самого мастера. По своему опыту знаю, что доходным ремесленничество может стать, только если заняться им основательно. 

Михаил Кукса уже давно перерос бондаря-самоучку, он стал наставником для многих: 

— Крепкую бочку скрутить под силу мастеру. Все начинается с подготовки подходящего дерева. Оно сушится в естественных условиях лет пять. Под огурцы или яблоки хороши дубовые, под мед — из липы, а для квашеной капусты — из осины. Мастерство же начинается тогда, когда бочка не дает течь и не рассыхается. Для этого важно правильно ее выпарить в чане с водой. А вершина всему — обруч, который наши предки называли «державой». Значит, крепким он должен быть. 

Это древнее ремесло не утратило своей актуальности и в наше время. В ходу нынче и бочонки для засола, и запарники для бани, и прочая утварь. А такие эксклюзивные изделия, которые создает народный мастер Беларуси Михаил Кукса, по праву могут послужить образцом для творчества будущего поколения.

Михаил Михайлович на этот счет замечает:

— Для многих ремесленников испокон веков бондарный промысел был родословным занятием. Я рад, что смог сохранить традиции своих предков и внес свой вклад в возрождение нашей белорусской культуры. Думаю, что отец гордился бы тем, что я все-таки стал бондарем. 

ФОТО БЕЛТА

В ТЕМУ

В Беларуси растет число ремесленников. По данным Минэкономики, в прошлом году сбор за осуществление ремесленной деятельности уплатили 42 660 человек. Два года назад таких граждан было 36 199. Более 77 процентов ремесленников сосредоточено в регионах.

В Гродно и Гродненской области в прошлом году ремесленный сбор заплатили 5186 человек, а годом ранее таковых было 4268.

Ремесленный сбор составляет 1 базовую величину. Он уплачивается один раз в календарный год.

ИЗ ИСТОРИИ

Есть версия, что первоначально человек использовал для изготовления деревянной посуды дуплистые стволы, затем целенаправленно выдалбливал их. Дупляная и долбленая посуда стала применяться для хранения масла, меда, зерна. Так как на дуплянках от времени начинали появляться глубокие трещины, их стали стягивать жгутами, веревками — так появились первые обручи.

Бондарная посуда широко использовалась в Древней Греции и Римской империи. В больших бочках греки и римляне перевозили и хранили растительное масло, вино, воду. 

У славян среди других ремесел бондарное дело занимало одно из ведущих мест. К примеру, бондарная посуда Х—ХV веков была восстановлена по найденным археологами в Новгороде хорошо сохранившимся деталям, что свидетельствует о высоком мастерстве наших предков.

semenova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter