История одной семьи

Родовое древо

Представляете: я, без двух месяцев сам пенсионер, имею столетнюю бабушку, которая уже почти полвека ходит в пенсионерах! Поэтому отклонил планы друзей на выходные: хотелось с особой теплотой и нежностью обнять и лично поздравить родную бабушку Марию Ивановну Бартош, женщину удивительную и во многом даже героическую, живущую вместе с моей мамой в деревне Глинище Ивацевичского района.



Мария Ивановна и ее старшая дочь Нина родили детей в один день — 21 октября 1956 года — в одной палате сельской больницы. Вначале на свет появился я — плод первой любви шестнадцатилетней мамы, а через несколько часов родилась моя тетя — седьмой ребенок Марии Ивановны Бартош и младшая сестренка моей мамы. Новорожденным впоследствии и созвучные имена дали — Леня и Тоня. И если моя несовершеннолетняя мама пару дней оставалась под присмотром врачей, то ее мама уже на второй день привычно работала в поле. Не случайно именно ее как передовика послали в тот год от района в Москву на ВДНХ.

Вообще-то со своим супругом Романом Мария собиралась вести свое крестьянское хозяйство. Еще до их свадьбы родители купили неподалеку от Телехан кусок земли и переехали сюда в 1937 году из Ивановского района. Не успели толком обжиться — грянула война. От оккупантов  прятались в лесу, на острове в болоте. После освобождения района Романа Бартоша призвали в армию, а его жена осталась одна с тремя маленькими детьми. 

А потом  поступила ошибочная весть, что Роман погиб на фронте. Мария    потеряла сознание. Моя мама на всю жизнь запомнила этот момент, хотя ей было неполных пять лет. Она сочла, что ее мама умерла, а отца убили на фронте. «Как мы будем жить одни, без родителей?» — сверлил детский мозг кошмарный вопрос.

Но потерявшая сознание пришла в себя. А фронтовик Роман Бартош, которого  сочли погибшим, все-таки выжил. Под Берлином его, а также коней, повозку с минометом, за которые солдат отвечал головой, после взрыва бомбы, сброшенной с немецкого самолета, засыпало землей и обломками рухнувшей стены. Сослуживцы позже откопали его благодаря вожжам, которые  сжимал в руках Роман. 

Фронтовик вернулся лишь год спустя после окончания войны. Весь израненный, он, тем не менее, взялся строить дом для семьи своей старшей дочери. Возвел его практически в одиночку, оставив о себе добрую память. Дедушка давно умер, а дом стоит. Именно в нем и отмечали мы очередной юбилей его вдовы, а также мамы, бабушки, прабабушки и даже прапрабабушки. В минувшее воскресенье представители Ивацевичского райисполкома, Телеханского поссовета, других организаций тепло поздравили долгожительницу, вручили ей, столетней, новый паспорт. За праздничным столом  собрались десятки  потомков юбилярши: заведующий кафедрой БНТУ Петр Романович Бартош, руководители, представители самых разных профессий. На самом видном месте во время торжества висела картина с изображением генеалогического древа семьи Романа Адамовича и Марии Ивановны Бартош.

В последнее время земляки-полешуки все больше интересуются своей родословной,  восстанавливают генеалогию рода.  

Владимир Андреевич Шевчук — уроженец той же деревни Ополь Ивановского района, в которой когда-то родилась и моя бабушка, после достойного завершения карьеры в качестве прокурора родного района несколько лет назад ушел на заслуженный отдых. Недавно  издал  книгу, в которой написал пронзительные строки о маме,  своей родословной, истории родного края. 

Другие светлые умы нашего Отечества также активно интересуются своей родословной. На мой взгляд, особенно преуспел в данном направлении писатель Владимир Липский. Многие, думаю, читали его книги «Мама. Молитва сына», «Я. Правдивая повесть о твоей и моей родословной» и другие. 

Попытки помочь построить историю своей семьи для себя и будущих поколений все чаще предпринимаются в последнее время и на различных интернет-ресурсах. Например, еще в сентябре 2005 года группой разработчиков и энтузиастами генеалогии в Киеве был основан проект «Родовод». В нем каждый может «посадить» и «растить» свое родовое древо.

Как мне представляется, выпускникам школ полезным было бы в той или иной форме устраивать испытание на знание своей родословной. Вступающие во взрослую жизнь юноши и девушки просто обязаны знать своих предшественников в пятом-шестом колене, а не только во втором-третьем, как повсеместно наблюдается сейчас. Мы все не имеем права быть иванами, не помнящими своего родства.

Леонид ЮНЧИК 

unchik56@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter