Родные братья. Лучше потерять деньги, чем совесть, — эта установка легла в основу семейного бизнеса смольянских фермеров.

Заниматься бизнесом, как известно, способен не каждый. Тут нужна особая сноровка и деловая хватка. Еще сложнее пуститься в самостоятельное “плавание”, если оно связано с выращиванием овощей. Земля ведь дама капризная, времени и внимания к себе требует много, и совсем не факт, что ответит взаимностью. Но братья Василенок из деревни Смольяны, что в Оршанском районе, однажды решили рискнуть и ничуть об этом не жалеют.

Заниматься бизнесом, как известно, способен не каждый. Тут нужна особая сноровка и деловая хватка. Еще сложнее пуститься в самостоятельное “плавание”, если оно связано с выращиванием овощей. Земля ведь дама капризная, времени и внимания к себе требует много, и совсем не факт, что ответит взаимностью. Но братья Василенок из деревни Смольяны, что в Оршанском районе, однажды решили рискнуть и ничуть об этом не жалеют.

Не боги горшки обжигают

— Миша, Володя, кому говорю, марш руки мыть, ужин стынет! — строгий голос матери не сулил ничего хорошего. Утомленное летнее солнце уже проваливалось куда-то за горизонт, но мальчишки настолько увлеклись делом, что забыли обо всем на свете. С самого утра младший Михаил принес невесть откуда мешок запчастей, вывалил их во дворе, и братья собственноручно приступили к реализации давней мечты — сборке мотоцикла. А годом раньше они установили на старый велосипед моторчик и на зависть сверстникам, не скрывая гордости перед девчонками, лихо рассекали по деревенским улицам. Тогда никто не мог предположить, что изобретательность и настоящая мужская привязанность к технике настолько поможет им в жизни.
Так получилось, что Надежда Федоровна ушла от мужа и воспитывала сыновей одна. С малых лет Владимир и Михаил взвалили на себя повседневные крестьянские хлопоты. В 10—12 лет, пока другие дети купались в речке, ловили рыбу, гоняли мяч, они дружно помогали матери по хозяйству, научились косить траву, ходить за плугом, заготавливать дрова.
Отслужив в армии, оба вернулись в родную деревню, обзавелись семьями. Идея открыть свое дело пришла Владимиру лет десять назад, после того как он познакомился с фермерским хозяйством на Брестчине. “Как жить дальше, долго не раздумывал, — рассказывает он. — Заработок в то время у меня был мизерный, семью на него не прокормишь”.
Небольшой стартовый капитал сколотили на домашнем хозяйстве, держали несколько свиней, три коровы, быка. Купили трактор, посеяли пять соток моркови, три сотки капусты.
— Страшновато было начинать, — признаются братья. — Ведь иногда и пару грядок до ума трудно довести, а тут такие площади. Окупятся ли затраты? Но когда получили первую прибыль, поняли: не боги горшки обжигают.

Один в поле не воин

Поначалу справлялись своими силами, а когда расширили площади и ассортимент сельхозкультур, пришлось нанимать людей со стороны. Сейчас в бизнесе семьи Василенок заняты девять человек. Объем работ просто сумасшедший: 24 гектара картофеля, 6 гектаров капусты, по 2 гектара свеклы и моркови. Еще примерно 35 гектаров отведено под пшеницу и ячмень.
Всю прибыль фермеры пускают в оборот, и, судя по всему, совсем не маленький. Кроме зарплаты людям, а она составляет в среднем почти миллион рублей, приобретают элитные семена, удобрения, технику, строят овощехранилища. За последние четыре года прикупили несколько новых тракторов “Беларус”, передвижной картофелесортировочный пункт, пару картофелеуборочных комбайнов. Есть еще грузовой автомобиль и три микроавтобуса. Во дворе дожидается выхода в поле старенький зерноуборочный комбайн “Нива”. “Конечно, хотелось бы заиметь новый, но слишком дорогое это удовольствие, — объясняет Владимир. — Да и смысла в нем пока особого нет, на наши площади хватает и “Нивы”. Кстати, всю технику умелые фермеры не просто сами ремонтируют, но и умудряются совершенствовать агрегаты.
Под стать взрослым растут и их сыновья — трудолюбивые и умелые одногодки Назар и Леша и пока еще маленький Саша. А старший, 15-летний Артем, впервые самостоятельно за руль трактора сел еще в четвертом классе. “Зацепил за ним три прицепа и говорю: тяни на поле, — вспоминает Владимир. — Он и поехал. Прохожие тогда просто ошалели: мол, едет трактор без тракториста, мальчонку-то из-за руля и не видно было”.
Сейчас в хозяйстве Василенок самая жаркая пора в прямом и переносном смысле. Трудиться приходится от зари до темна. Вот-вот надо убирать зерновые, а следом подоспеют и овощи. Несмотря на аномально жаркое лето, они уродились на славу. Крупные золотистые клубни картофеля и увесистые кочаны капусты радуют глаз. Да и пшеница не подвела. “Центнеров 35 с гектара рассчитываем взять, — говорит Владимир. — Маловато, конечно, в прошлом году по 40 центнеров на круг молотили. Что поделать, с жарой не поспоришь”.
Вырастить и собрать урожай — полдела. Его надо еще сохранить. Для этого выкупили у хозяйства разрушенное здание кормоцеха, фактически заново его отстроили, залили бетоном полы, подняли стены, утеплили фундамент, сделали окна, крышу. И теперь такое хранилище позволяет круглый год бесперебойно снабжать клиентов качественной витаминной продукцией. Со сбытом, кстати, проблем не испытывают. В списке покупателей — все медучреждения Орши и Оршанского района, а в этом году к ним добавилось 50 детских садов.

Жаловаться не привыкли

Цена на продукцию смольянских фермеров фиксируется облисполкомом, но они никогда и не ставили целью “срубить” максимум денег. Главное для них — качество продукции и доверие клиентов. Взамен братья ждут от местных властей чуть больше понимания и поддержки. Жаловаться эти люди не привыкли, но в беседе со мной Владимир признался, что есть трудности с выделением кредитов, с покупкой удобрений, стройматериалов.
— Я обращался в район по этому поводу, — рассказывает Владимир. — Раз мы работаем как все государственные хозяйства, то хотя бы обеспечьте нам поставки удобрений. Уже химпрепараты купим сами. В нынешнем году дали 15 тонн калия и 4 тонны карбамида. Но это капля в море. Нам нужны и фосфорные и азотные удобрения. Только сульфата амония требуется 12 тонн.
На изготовление ящиков для хранения овощей необходимо 70 кубов леса. Говорят: пишите заявку, к новому году будет вам лес. Но овощи ведь не будут ждать зимних холодов. Я же не бесплатно прошу, за деньги.
Между прочим, смольянские фермеры в этом году получили  диплом первой степени за победу в областном конкурсе “Лучший предприниматель года” в номинации “Лучшее фермерское хозяйство”. Но главное их достижение заключается в том, что за минувшие годы им удалось сохранить между собой взаимопонимание и бережное отношение друг к другу, разбить которые не в состоянии никакие деньги. “В этом залог нашего успеха, — говорят они. — Мы братья, друзья и партнеры одновременно. Поэтому все у нас и получается”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter