Чем климовичский агрогородок привлекает тысячи гостей и как организует досуг сельчан

«Родня» в Родне – как свет в окошке

Первое упоминание о местечке Родня в Климовичском районе датируется еще ХVII веком. Это было поселение на бойком большаке, ведущем в Калугу и Брянск. Легенда гласит, что очень давно здесь стоял город, и он был сожжен во время одной из войн. Тогда собралась вся родня, чтобы восстановить поселение. Отсюда и название — Родня. Сегодня этот агрогородок, расположенный почти в 20 километрах от Климовичей,  называют одним из центров культурной жизни целого района. Толока все так же в тренде — говорят о секрете культурного притяжения работники местного Дома культуры.

Ансамбль народной песни «Родня».

– У нашего агрогородка аура, что ли, такая: но кто хоть раз приезжал сюда — всегда возвращается, — уверяет директор Роднянского сельского дома культуры Валентина Подобед. — Вот приезжайте к нам на праздник деревни «Запрашаем да Радні». Людей соберется больше тысячи! Из соседних деревень, из райцентра, уроженцы этих мест и просто те, кто наслышан о нашем празднике. Тут будут подворья, песни, танцы, конкурсы, ярмарка и даже фейерверк! Это подарок от нашего хозяйства «Роднянский» — уже добрая традиция. Программа рассчитана на 8 часов. Подключаются все: местные жители обустраивают подворья, сельсовет обеспечивает уличное освещение на всю ночь. В нашем Доме культуры столько творческих коллективов, что концерт под открытым небом идет в режиме нон-стоп. У нас 11 клубных формирований: в них и стар и млад. Хедлайнер — ансамбль народной песни «Родня».

На репетицию дважды в неделю половина артистов ансамбля «Родня» приезжают из соседних деревень. Их всего шестеро. Трое — это весь состав Дома культуры: директор Валентина Подобед, хормейстер Виктория Петрашина и художественный руководитель Валентина Игнатьева. А еще два завклубом из соседних агрогородков. И Валентина Михайловна Макарова — она еще из первого состава «Родни».

— Когда-то в ансамбле пела моя бабушка, потом мама, теперь я, — о своей культурной династии рассказывает хормейстер Виктория Петрашина— У меня два образования: зоотехник и библиотекарь. Но пела с детства, выступала на школьных концертах. Поэтому меня и позвали сначала возглавить сельский клуб в Собелевке, а когда он закрылся — пришла к девчатам в Роднянский дом культуры. И вы знаете, я даже  забыла, но не так давно в школе, где я училась, нашли мое сочинение «Кем я хочу стать». Я написала: «Работать в Доме культуры». Это мое призвание! В репертуаре нашего ансамбля и мамины песни, и те, что мы находим в интернете. Главное — они должны быть с душой. Самые полюбившиеся зрителям на наших концертах — «Моя Родня», «Вёсачка», «Белоснежная вишня». Репертуар обновляется раз в год. Даем концерты в своем Доме культуры: собираем зал человек под сто. Билеты доступные — по полтора рубля. Много гастролируем — по 40 концертов в год. Нас знают в соседних районах, приглашают и на областные «Дажынкі», и в Александрию. Не хлебом единым: нашим односельчанам-трудягам нужно отдыхать душой — и мы создаем этот позитив.

ДОМ культуры — центр притяжения для сельчан всех возрастов, утверждает художественный руководитель Валентина Игнатьева:

— Есть у нас кружок бытового танца «Спадчына». «Полька с каблучка», «Карапет», «Краковяк», «Во саду ли» — эти танцы отплясывали наши бабушки. И вот с чего мы начали: мы снимали на видеокамеру мастер-классы от наших старожилов, а потом обучали бабушкиной хореографии наших ребятишек. Скажите, разве это интересно поколению, уткнувшемуся в компьютеры? А у нас в этом кружке занимаются более 30 пар! На Купалье и других праздниках мы устраиваем танцевальные флешмобы. А вот в клубе по интересам «Бодрость» у нас есть те, кому за 70. Знаете, сегодняшние пенсионеры — это вполне активные и креативные люди, которые не зацикливаются на грядках. К примеру, наши бабушки самоорганизовались и создали команду по скандинавской ходьбе. А в «Бодрость» они собираются пообщаться, обменяться рецептами. И артисты еще те: с концертами выступают перед жителями малонаселенных деревень в округе — такая вот агитбригада. Я работаю в культуре 30 лет. Мне кажется, в этой сфере, как ни в какой другой, нельзя сымитировать любовь к профессии: это или дано, или нет. Тогда и люди тянутся. У нас есть и эстрада, но поверьте — когда проводим обряды, устраиваем народные гулянья на Купалье или Медовый Спас, размещаем афиши в соцсетях, то наши бывшие земляки, уехавшие в города, берут отпуска, чтобы посетить малую родину. На наши дискотеки собирается до двухсот человек, приезжают из райцентра.

Коллектив детского творчества «Потешки».

У людей есть потребность собираться вместе, чувствовать себя частью своего маленького сообщества, и на селе это главная задача культурной работы, считает директор Могилевского областного методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы Олег Хмельков:

— В каждом районе Могилевщины есть культурные события, перешагнувшие местечковые рамки: «Рыцарский фест» в Мстиславле, «Дрибинские торжки», «Праздник огурца» в Шклове и другие. Но сегодня на создание таких культурных брендов мы нацеливаем и сельские дома культуры. К примеру, «Глушанский хуторок» в поселке Глуша Бобруйского района, «Письменков луг» в Костюковичском, «Зялёныя святкi» в Чаусском. Во многих местечках есть свои уникальные ремесла, обряды, которые интересны ценителям народных традиций. Что касается экономического аспекта, то, с одной стороны, учреждения культуры в глубинке зарабатывают деньги. Конечно, это не шоу-бизнес, суммы скромные. Но в нашей области в каждом районе создана централизованная клубная система. Что касается финансовой стороны, то все заработанные деньги стекаются в одну «кассу», и благодаря этому можно централизованно обновить сценическую аппаратуру или костюмы, поощрить самых активных и талантливых культработников. Но не все измеряется рублем. Скажем, работа автоклубов, когда в отдаленные малонаселенные деревни ездят наши артисты: летом расставляют скамейки прямо на улице, зимой собираются в чьей-то избе. Там на наши концерты готовы ходить хоть каждый день. В последние годы пошел бум на праздники деревень, которые принято называть вымирающими. Представьте, в одной деревне живут всего 7 человек. Но клубные работники полгода списывались с уроженцами села, их родственниками, и на праздник деревни собралось… 80 человек. Или еще пример. В Коровчинском сельском доме культуры решили провести не День родного языка, а целую неделю. На первое мероприятие собралось всего 20 человек. Тогда директор Дома культуры взял в руки гармонь, артисты пели и плясали — собралось полдеревни. Что сегодня в тренде в культурной жизни в глубинке, спросите вы. Душа.

Елена КУКШИНСКАЯ —  специально для «СГ»

Фото из архива Роднянского сельского дома культуры
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter