Роднит и радует Дзержинская земля

Завтра в Дзержинском районе праздник труда. В городок съедутся хлеборобы и руководители хозяйств, животноводы и строители. Для всех, кто растил богатый хлеб, обрабатывал землю, сберегал урожай, работал на фермах найдётся доброе слово. Будут вручаться премии, грамоты, будет много цветов. Председатель райисполкома Анатолий Григорьевич Кадет знает, что сказать людям. Знает сельский труд не понаслышке. Работал бригадиром комплексной бригады, руководителем хозяйства. Радуется вместе со всеми, ведь смогли взять от земли хороший урожай. Накануне праздника ему - первое слово.

Завтра в Дзержинском районе праздник труда. В городок съедутся хлеборобы и руководители хозяйств, животноводы и строители. Для всех, кто растил богатый хлеб, обрабатывал землю, сберегал урожай, работал на фермах найдётся доброе слово. Будут вручаться премии, грамоты, будет много цветов. Председатель райисполкома Анатолий Григорьевич Кадет знает, что сказать людям. Знает сельский труд не понаслышке. Работал бригадиром комплексной бригады, руководителем хозяйства. Радуется вместе со всеми, ведь смогли взять от земли хороший урожай. Накануне праздника ему - первое слово.

Отцовской дорогой

— Уважаемый Анатолий Григорьевич! В нашей стране начинается осуществление Государственной программы развития села. Хотелось бы узнать, как вы и ваши труженики видят ее применительно к жизни? Что сделано, уже есть, а что еще предстоит?..

— Спасибо за вопрос. Каждый день ведь живем и думаем, как более производительно и качественно наращивать выпуск продукции. Тут и зерно, и молоко, и мясо, и овощи. В прошлом году был хороший результат. По всем направлениям прибавки, изменилось и качество работы. Кроме этого, в районе удалось увеличить строительство жилья для крестьян, понемногу менять социальную инфраструктуру сел. Занимались и благоустройством дальних деревенек.

— А если конкретнее, Анатолий Григорьевич? С чего вы начнете свой завтрашний праздник?

— Завтра все мы прежде всего скажем большое спасибо за неплохой урожай зерновых нашим механизаторам. Все — и трактористы, и шоферы, и комбайнеры — поработали честно. Год ведь уже ушел в историю. Собрано 79 тысяч пятьсот тонн зерна, урожайность составила 33,6 центнера с одного гектара. Валовое производство мяса вывело нас на первое место в области — получили 21 тысячу 780 тонн. Удои молока тоже выросли и составили 3363 килограмма в год от коровы.
Из восьмидесяти домиков, которые должны были сдать, восемьдесят и ввели в строй.

— Раскройте же тогда до конца ваши карты, Анатолий Григорьевич. Как человек исконно деревенский и высокообразованный, вы более всех доверяете одному из основных показателей работы на земле: это количество продукции на сто гектаров угодий. Интересно, что это за показатель в районе?

— Сожалею, что мне редко задают такой вопрос. Это ведь основные цифры, но их в последнее время почему-то не учитывают. Сам вывел их и все просчитал, так как тут учитывается суть крестьянского дела — эффективность использования земли.
На сто гектаров сельхозугодий у нас получено 364,3 центнера мяса, молока — 724,3. Это очень неплохо. Но я не склонен хвастаться перед людьми. Прислушиваемся к крестьянам, к печатному слову, стараемся подмечать, где-то есть новое, что может улучшить наши достижения.

— Все так понятно и естественно! А что происходит прямо сегодня, сейчас?

— Привык оптимистично смотреть в будущее. За последние месяцы реализация скота увеличилась, составила 127 процентов. Валовые привесы — 120,6. Удой на корову, ничего что зима, вырос на 68 килограммов.

— Знаю, Анатолий Григорьевич, что вы очень рано стали работать на селе, родились в деревушке. Не стремились ни к карьере, ни к славе...

— Я родился в Осиповичском районе в сельце Крамок. У нас красивые места. Течет речка Птичь. По примеру своего отца, Григория Корнеевича, с малых лет люблю мастерить, столярничать, люблю рубанок и запах стружки...
Так было принято дома — все делать своими руками. Я и сейчас выращиваю цветы. Люблю землю, природу. Развел розы. Голландская хризантема белая у меня зацвела. Отсадил и жду, как дальше будет? Люблю в саду сам прививать, прищеплять.
Земля и ее плодородие — совесть наша. При невысокой, низкой даже, балльности пашни дала неплохой урожай.
Несколько лет назад мне пришлось побывать в Америке, в штате Иллинойс, в Сент-Луисе. Стажировался, изучал технологии, систему хозяйствования. Все, что только было возможно, мотал на ус. Сравнивал нашу систему и их. Раздумывал, как применить в Беларуси то, где мы отстали. Мне очень многое пригодилось на практике. Но должен вам откровенно сказать, что сельский наш уклад лучше. Потому что все вместе. Есть свобода человека на земле. Есть взаимозаменяемость...

— Вот вы так хорошо и почтительно говорили о своем отце, а ваши дети, Анатолий Григорьевич, пошли по вашим стопам?

— Две дочери. Одна — Татьяна — экономист, а другая — Ирина — будущий финансист. И жена Валентина Алексеевна — бухгалтер. Так что с ними не просчитаешься! Меня не подводят ни дома, ни в делах.
Нравится мне дзержинская земля... Мало кто знает, отчего железнодорожная станция в Дзержинске называется Койданово. Когда-то так назывался и городок. Так вот название это связано с легендой, согласно которой здесь была разбита татарская армия под командованием хана Койдана. У известного публициста и этнографа П.М.Шпилевского в книге “Путешествие по Полесью и белорусскому краю” прочитал, что в Койдановской церкви была икона с надписью “Крутогорье, 1146 год”. С этого момента и ведет свое летоисчисление город.

— А верно ли, что окрестности Койданова принадлежали когда-то правнуку Дмитрия Донского?

— Его звали Василий Верейский. При нем — первое официальное упоминание Койданова в документах.
Владели Койдановым и Радзивиллы. А в 1812 году знаменитый русский адмирал Павел Чичагов разбил тут французов. Пятая часть французов погибла, тогда как потери русских солдат были лишь 48 человек.

— Вы так прекрасно знаете историю, что не могу не расспросить, что связано с окрестностями Дзержинска во время Великой Отечественной войны?

— Очень многое. И горькое, и героическое. Деревня Литавец сожжена. Сейчас там мемориал. Могила Марата Казея у нас в Станьково! Всем известно его имя, а где могила — мало кто знает... Я иногда заезжаю туда... Думаю, ну вот, уже скоро шестьдесят лет Великой Победе. Пухом земля тебе, мальчик...
Хотел бы имя каждого солдата вспомнить — думали, что невозможно это, но издали книгу “Память” — многие имена погибших уже известны...

“Снежный” хлеб

— Кабинет председателя на мехдворе, — сказали мне по дороге, указав на белоснежную, сияющую на солнце, дорогу.

— На мехдворе контора?.. — Не заблудились ли?..
Оказывается, не заблудились! Обычно руководители хозяйств стараются расположиться в центре хозяйства, на основной усадьбе, а тут все наоборот... Зачем?..

— Сама так решила, — улыбнулась председатель ЗАО “Негорельское” Валентина Михайловна Сачко. — Считаю, что на самом деле мехдвор и есть центр хозяйства. Все дела, как на ладони. Сейчас вывозим органику. Февраль сойдет быстро, надо успевать.
Валентина Михайловна в изящной рыжей меховой безрукавке выглядит стильной и очень молодой. Рядом с ее кабинетом — чистые бытовки и душ для механизаторов. Всем хорошо! Никого далеко искать не надо. И председатель и механизаторы всегда “на месте”.
В народе говорят, что каков зимой снег, таков и хлеб. В прошлом году в “Негорельском” было все путем, все “по снегу”... При балльности пашни 26,3 получили урожай... боюсь выговорить даже — 35,6 центнера с одного гектара. Мало сказать хорошо — прекрасно! Председательша ездит теперь на мощной новой “Ниве-Шевроле”, ведь живет она от Клочков за четыре километра — в селе Гарбузы, машину и премию дали за хлеб.
— Земля — песок да камни, — рассказала энергичная Валентина Михайловна. — Каким будет хлеб нового года? Все время думаю. Вот вы сказали притчу про снег. Не знала ее. Но что технологии надо соблюдать тщательнее, более интенсивно работать — мне известно. Сами видите, какая зима... Началась оттепель — пошла точка роста озимых. Как только снег сойдет — надо бороновать. Очищать поля от снежной плесени. Затем сделать раннюю подкормку азотом. У меня уже все подготовлено, даже вертолет заказан.
Зерна осенью они сдали на сто сорок пять миллионов рублей. Если перевести в тонны — 891. И еще 250 тонн отменного пивоваренного ячменя.
— Весна идет... Поселок Клочки такой красивый! Снег искрится... Солнце светит, ласкает лицо. Жизнь бьется. — Валентина Михайловна говорила, как настоящий поэт.
И вдруг неожиданно для меня стала совсем другой, подняв телефонную трубку:
— Мне нужен человек с опытом на погрузчик “ТО—25”... — резко, по-деловому сказала она.
Сев приближается стремительно, каждый день.
Контора и кабинет председателя не зря на мехдворе. Тут идеальный порядок. Все для механизаторов, для того, чтобы не было худого труда и простоев.
Сама Валентина Михайловна Сачко тоже умеет на земле все, что любой ее подчиненный. Никогда бы не подумала, что с таким ярким маникюром имеет на подворье двух коров, пять поросят, кур и кошку с собачкой, “как у всех”... Повезло “Негорельскому” с председательшей.
— Сейчас мы уже полностью работаем на яровой сев, — сказала Валентина Михайловна. — Механизаторы справляются. Нельзя, чтобы прошлогоднее чудо “снежного” хлеба исчезло...
Председательша вышла провожать на мехдвор. Рядом стоял трактор. Тракторист его подремонтировал и ждал только, когда оформят наряд.
— Саша, — сказала Валентина Михайловна спокойно, — давай в поле!..

Какой дом нужен крестьянину

...Голубоватые ели под снегом, под будто бы стеклянными сосульками. А за ними — почти дворец. Контора одного из лучших хозяйств в Дзержинском районе СПК “Крутогорье — Петковичи”. Елочки посадили еще при старом председателе, который был известен на всю Беларусь. Леонид Иванович Котлубович много в своей жизни сделал доброго для сельчан. Строили дома, сажали деревья. Умел научить людей украшать свою жизнь и село.
Сейчас его дело продолжает председатель нового склада Леонид Иосифович Чижик. Многое изменилось в деревне: в Петковичах красивый современный агрогородок, о котором, как об идеале белорусской деревни, говорится в новой аграрной программе республиканского масштаба.
Леонид Иосифович по части стройки продолжает начатое Леонидом Ивановичем деловито. Пока в нескольких селах идет большая стройка, присматривается и к деревенькам поменьше. Где удобнее и практичнее продолжать ее? Куда подать газ, чтобы было тепло и чисто в доме, где прежде надо починить водонапорные башни? Хозяйство большое — больше двадцати деревень. Справляются.
Но место это называют дзержинской швейцарией. Надо учитывать ландшафт, все эти красивые холмы и взгорки. Учитывают и красоту.
— Строятся не только Петковичи, но и Кукшевичи, Дягильное... Пять-шесть домиков в год — это норма для нашего села, — рассказала заместитель председателя по идеологической и воспитательной работе Валентина Гавриловна Адамович.
Долгое время шел и гласный и негласный спор о том, какой дом нужен крестьянину? Скрестили копья и многие журналисты. Одни восхваляли усадебку, другие считали удобным самую простую городскую многоэтажку, третьи — западноевропейский коттедж в двух уровнях, дескать, на целое родовое гнездо!
Леонид Иосифович Чижик уже когда пришел в хозяйство увидел сразу, что результат этих споров — реальность. Все есть — и “этажи”, и усадьбы, и коттеджи... Чему же все-таки отдать предпочтение?
Чижик не стал спорить долго и бесполезно. В Петковичах все эти “варианты” прижились. Ухожены все домики. Люди сами выбирали, где им лучше.
Всякий дом хорош, когда он прибран, а не разваливается, когда людям жить в нем счастливо, чисто. Но, что ни говори, усадебный, одноэтажный ближе оседлому белорусу. Важно, чтобы дом был еще и “своей национальной хатой”, чтобы можно было покумекать и раскрасить его, смастерить во дворе голубятню или вырыть колодец... Дом ведь и сохраняет традиции белорусскости больше всего.
Леонид Иосифович Чижик приехал в эти края из деревни Хлупин Житковичского района, и жена его Валентина Арсентьевна из той же деревни. У кого же самая простая и красивая усадьба? Разумеется, у председателя. И все благодаря трудолюбию и смекалке Валентины Арсентьевны. Приболела — все о ней беспокоятся, хотят помочь, навестить.
И ей есть чем ответить: вместе посадят еще весною в Петковичах цветы. Тут так благоустроено все! Каменные — из булыжников — заборчики тоже можно украсить травкой и цветами.
Больше всего в Петковичах радуются, когда заселяются в новый дом... Почему? Не просили ни копеечки у государства — сами строили, строят. А чтобы иметь право на дом — надо в хозяйстве год отработать. Через десять лет  — дом твой с правом выкупа... Разумно!

Новогодние петушки

Эта встреча произошла в Фаниполе. На агрокомбинате “Дзержинский”. Генеральный директор Семен Борисович Шапиро посмотрел на очень изящного белого фарфорового петушка на столе.
— Мне дороже живой бройлер! — начал он свой рассказ неожиданно. — Ведь мы занимаем первое место по производству птицы в год. Даем до пятнадцати тысяч тонн в год. А в сутки — до 50 тонн.
— Счастливый знак этого года — петушок. А каковы же их привесы на фабрике?
— Тоже неплохие. 54,4 грамма в сутки. Конверсия корма 1,67 килограмма. Каждая шестая птица республики — здешняя.
Семен Борисович шесть лет работал директором департамента экономики. Но решил, что дело превыше одних только прогнозов, расчетов и знаний.
— Работу люблю подвижную, не застойную, а чем ближе она к земле и к людям — тем лучше.
— Чем же вы кормите своих кур? Нет ли и здесь добавок, которыми напичканы “ножки буша”?
— Что вы! — Семен Борисович рассмеялся. — Мы не применяем никакой химии, где есть генные изменения. Строжайший запрет и контроль. Кукуруза, пшеница, соя — витаминный комплекс, только естественный витаминный комплекс...
Здесь, в агрокомбинате, на птицефабрике, только одних колбас производят 140 видов. Оригинальные копчености, полуфабрикаты, руляды. Восемнадцать торговых точек в Минске из двадцати восьми.
Продукция такая вкусная и современная, что, бесспорно, стоит обратить на нее внимание. Петушок в этом году всем поможет.

Что есть идеология

Мы ездили по району вместе с Еленой Романовной Курневич, ведущим специалистом отдела идеологической работы райисполкома.
Оба дня она твердила мне без умолку, как важно стать собой, не подводить друзей, не надоедать своим близким, изучать историю! В итоге разговоров с нею получилось то, с чего и начали беседу с председателем райисполкома Анатолием Григорьевичем Кадетом.
— Идеология — это воспитание человека. Порядочности, любознательности, веры!..
Елена Романовна прожила в Дзержинске всю жизнь. Знает тут всех и ее знают. Уважают, конечно.
Куда бы мы ни пошли — двери нам открывались благодаря ей.
— Вам надо в храм, где мироточат иконы? Так я дружу с батюшкой. В семью солдата войны Шмея? Это же мои соседи... В редакцию? Так ведь мой муж редактор!..
Удивлена была и ее эрудицией. Но выяснилось, что она закончила исторический факультет университета, что именно эта сторона нашей идеологии — патриотизм, любовь к отечеству — заботят ее больше всего.
— Знаете ли вы, что история Великой Отечественной войны преподается крайне укороченно, даже факультативно? И это в школе, детям, которые идут в жизнь по земле, на которой тысячи братских могил... Идеология — не скрывать от детей историю, а отдать все, и самое сложное, правильно разъяснить.
— То есть отдать само отечество — в путь!
— Конечно... Самый интересный предмет — история! Когда-то она начиналась с летописей. Вот и сегодня мы то же, можно сказать, начинаем — летопись, осмысление времени... Идеология — любовь к своей стране в самой жизни, умение разделить не только праздники, но и боль, понимаете?
Построить свою жизнь, сделать ее современной, разве не об этом говорили сегодня все, кого мы встречали в пути? Этих добрых, одаренных, трудолюбивых людей роднит и радует их славная дзержинская земля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter