Родительский долг

Забота о детях — святая обязанность родителей. Как выполнять свой родительский долг достойно? Как найти гармонию во взаимоотношениях с детьми? Как родителям и детям стать не только самыми родными, но и близкими по духу людьми? Об этом размышляют наши читатели...

Забота о детях — святая обязанность родителей. Как выполнять свой родительский долг достойно? Как найти гармонию во взаимоотношениях с детьми? Как родителям и детям стать не только самыми родными, но и близкими по духу людьми? Об этом размышляют наши читатели.


Уроки для мамы


Мы пытаемся дать нашим детям самые разнообразные знания. Но такого необходимого знания, как быть хорошими родителями, ни в школе, ни в вузе мы не получаем. И постигаем эту нелегкую премудрость методом проб и ошибок. Я сама набила немало шишек, пока училась быть мамой своих двух дочерей. Нередко их поведение меня раздражало и обижало. А что можно сделать, как можно заставить ребенка не перебивать ваш разговор, не пользоваться без спроса вашими вещами, не капризничать и т.п., я просто... не знала. То есть знала, что малышек можно наказать, но ведь это не лучший способ воспитания. Подруга посоветовала мне обратиться в территориальный социально–педагогический центр. Вообще–то туда приходят, если в семье серьезные проблемы. Но психологи, педагоги центра отнеслись ко мне с пониманием. Пригласили еще несколько молодых мам, организовали для нас консультации. И мне, и всем остальным родителям это очень помогло. Мне кажется, такие занятия должны стать просто обязательными для молодых родителей. Тогда и многих проблем в семье можно избежать. А еще лучше — организовать курсы, пусть факультативные, и в школах, и в вузах. Эти уроки для будущих родителей, возможно, окажутся самыми важными и ценными для молодых людей.


Антонина Шебко, Минск.


Заложники стереотипов


С горечью наблюдаю за судебной эпопеей моего брата. Развод с супругой превратился для него в настоящее хождение по мукам. Хотя жена брата увлекается выпивками, сыну внимания не уделяет (что и стало причиной развода), судья почему–то даже слышать не хотела о том, чтобы передать ребенка на воспитание отцу. Ничего нового: все хорошо знают сложившуюся порочную судебную практику, когда детей практически всегда передают на воспитание матери. Пусть даже недостойной, которая ничего не может дать ребенку, не заботится о нем. Даже когда усматриваются явно корыстные интересы матери поживиться за счет ребенка алиментами, квартирой, суд все равно на ее стороне...


Практически всегда суды выносят решение о передаче несовершеннолетних детей на воспитание матери. Такой вот у нас сложился судебный стереотип, заложниками которого стали дети.


Но в комментарии к статье 74 Кодекса о браке и семье говорится, что «передача ребенка от одного родителя другому недопустима, если у суда сформировалось убеждение, что оставление ребенка с родителем, у которого он проживает, обеспечит те же условия проживания и воспитания, ребенок избежит неоправданных психотравм, вызванных разрывом сложившихся отношений, привязанностей и т.д.».


Но к этим комментариям судьи редко обращаются. «Какая бы она ни была, она — мать»... — их главный аргумент.


Мой брат чувствовал, что вынесенное решение — неправосудное. Но как бороться?


Областной суд оставил решение городского в силе.


Брат обратился в общественное объединение «Защита прав отцов и детей».


Была подготовлена жалоба в Верховный Суд. В результате Верховным Судом был направлен протест на решение городского суда, а исполнение решения приостановлено. Но сколько сил, времени, нервов стоило это моему брату!


Этот случай вовсе не уникальный. Распадается у нас почти половина браков. И сотни отцов не могут отстоять свои права на воспитание ребенка, хотя законодательство предусматривает равные возможности для обоих родителей. Мне кажется, давно настало время изменить существующую судебную практику. Ради детей, соблюдения их законных интересов нужно дать возможность отцам получить не декларированные, а реальные равные права на воспитание детей.


Ирина Краснова, Брест.


Работа над ошибками


У нас в стране, пожалуй, одно из самых строгих законодательств в отношении родителей, которые уклоняются от воспитания своих детей. Это, конечно, правильно. Но мне кажется, эта работа может быть более эффективной, если привлечь к ней не только милиционеров и работников социальной защиты, но и общественные организации. У нас, кстати, сотни общественных объединений и фондов социальной пользы, которые ориентированы на работу с семьей, детьми. Поэтому есть смысл направить их усилия на поиск новых моделей социальной работы с семьями группы риска. Основной принцип этих моделей известен: заботиться о себе и своих близких должны сами мамы и папы. А государство им помогает через общественные организации, которым делегирует свои полномочия. На практике это выглядит примерно так. В неблагополучную семью приходит не участковый милиционер, а члены общественной организации — педагоги, психологи, волонтеры. Вместе с родителями и детьми они составляют план работы для каждого члена семьи. И помогают этот план выполнять. Помогают родителям–алкоголикам сохранить мотивацию к исправлению. С одними семьями придется работать, возможно, несколько месяцев, с другими — несколько лет. Но мне кажется, именно такая работа над ошибками помогает семье избавиться от ярлыка неблагополучной. Именно такая модель работы общественных объединений наиболее перспективна. Их необходимо активно внедрять. Ведь даже одна спасенная из хмельного омута семья, детская судьба оправдывает усилия общественников.


Вера Аксючиц, педагог, Витебск.


Билет в один конец


Моя соседка, 85–летняя Анна Дмитриевна, недавно обратилась ко мне с просьбой написать от ее имени жалобу в исполком. Мол, сельсовет снег у ее хаты не чистит, совсем завалило, калитку не откроешь. «А почему дети и внуки вам снег не чистят?» — удивился я. У Анны Дмитриевны, кстати, четверо детей и девять внуков! Но по ее словам, все они очень заняты, некогда им такими мелочами заниматься. А ведь престарелая мать до сих пор чем может помогает своим великовозрастным детям! И это почему–то считается у нас нормой.


Я недавно прочитал об исследовании, проведенном Могилевским институтом региональных социально–политических исследований. Почти 28 процентам молодых людей постоянно помогают материально родители, дедушки и бабушки. Более 40 процентов детей получают такую поддержку время от времени. В то же время своих состарившихся родных материально поддерживает меньше 10 (!) процентов детей и внуков. Объясняется это нашими семейными традициями. Конечно, в одночасье их не изменить. И все же, мне кажется, стоит присмотреться к зарубежному опыту. Взрослые дети там сами заботятся о себе. Во многих странах совершеннолетним детям родители дают деньги на билет в одну сторону, когда дети едут в другой город учиться и работать. Да и давать ежемесячную прибавку к стипендии, как у нас принято, взрослым детям никто не торопится. Приученные самостоятельно заботиться о себе, вряд ли потом взрослые дети придут к старикам с протянутой рукой. А вот у нас приходят за помощью даже к тем, кто сам давно нуждается в такой помощи. Неужели так и будем придерживаться этой традиции?


Василий Грицук, Могилевская обл.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter