Родина в танцах

Между любовью к Родине и гордостью за свою страну есть осязаемая разница... Письма Инессы ПЛЕСКАЧЕВСКОЙ

Между любовью к Родине и гордостью за свою страну есть осязаемая разница. Первая, как любовь родителей к детям, безусловна: мамы и папы любят нас просто так — не за достижения или на них похожие глаза, а просто потому, что мы есть, и немножечко за то, что делаем их бессмертными. С любовью к Родине — почти так же: другой нам не дано, и даже если кто–то сознательно выбирает иную, это уже вторично. Мы любим Родину такой, какая она есть, как любят (часто слепо) нас родители: со всеми изъянами и несовершенствами, ворча и немножко поругиваясь. Это тоже от любви: хочется ведь, чтобы свое оказалось лучшим на свете.


Бывает, родители нами гордятся. Но это заслужить нужно — не только съеденной кашей и отличной оценкой в школе, но, скорее, отстаиванием ценностей, которые родителями же и были привиты. Желание гордиться своей страной — естественное. Но условное: это любовь безусловна, а для гордости нужны основания.


Недавно я была на грандиозном спектакле (два часа, две тысячи артистов), который поставили к 60–летию образования КНР, — «Дорога к обновлению». Премьера была в октябре, успех — оглушительный настолько, что главный театр страны — Национальный центр сценических искусств, называемый в простонародье «яйцом» за сходство контура, — отдал свою основную сцену (всего их в театре пять) под 80 представлений. Билеты раскуплены — китайцы хотят увидеть музыкально–танцевальную интерпретацию истории своей страны, дабы еще раз убедиться: они не только беззаветно любят свою Родину, но и справедливо ею гордятся.


СССР частенько называли «страной с непредсказуемым прошлым» — за то, что одни и те же исторические факты получали разную интерпретацию в зависимости от поворотов генеральной линии партии. В Китае без этого тоже, конечно, не обошлось. Как–то я была на выставке одной картины, запечатлевшей момент провозглашения образования КНР Мао Цзэдуном с трибуны Тяньаньмэнь. В небольшом зале были выставлены пять версий одного и того же полотна: в зависимости от колебаний «генеральной линии» лица, окружавшие «великого кормчего», менялись — одних стирали, других дорисовывали. К первоначальному варианту вернулись в 1980–х: Мао умер, пришла политика реформ, утвердилась официальная версия исторических событий, которой принято придерживаться и сегодня. Спектакль «Дорога к обновлению» (подобные грандиозные шоу в Китае называют «эпосом») — как раз из этого ряда: официально, масштабно, зрелищно и впечатляюще. Посмотришь — и гордишься страной и ее свершениями: есть чем.


Постановку готовили целый год — репетиции начались сразу после окончания Олимпиады–2008. Главный режиссер «Дороги» Чжан Цзиган — второй режиссер церемоний открытия и закрытия Олимпиады, поэтому параллели неизбежны. «Но эстетика разная, — объясняет он, — Олимпиада была для международной аудитории, а «Дорога к обновлению» — для внутренней, — но чуть подумав добавляет: — Хотя и Олимпиада, конечно, больше предназначалась для китайцев». С этим не поспоришь: на самом деле все грандиозные международные события — будь то Олимпиада в Пекине, грядущая Всемирная выставка в Шанхае или Азиатские игры в Гуанчжоу — предназначены для внутреннего потребления. Посмотришь, восхитишься — ах, как мы все–таки можем! — и появится еще один повод для гордости.


Китайцы свою страну и любят, и очень ею гордятся: такое чудо сотворить! Экономические преобразования в спектакле показывали под заводные мелодии хип–хопа и китайского рэпа: неожиданно, но оправданно, ведь на стройках, фабриках и заводах работает в основном молодежь — у нее своя музыкальная культура.


Если вы видели церемонии открытия и закрытия Олимпиады–2008 (а разве есть те, кто не видел?), то согласитесь, что массовые сцены китайцам особенно удаются. Яркие — один раз увидел и долго потом не забудешь. Слаженные — сотни людей превращаются в один четко работающий механизм. Завораживающие. И очень эмоциональные. Китайцы и сами не прочь пустить слезу (мужчины здесь тоже плачут — это нормально), и от вас легко добиваются того же эффекта. Когда показывали землетрясение в Сычуани в мае 2008–го, мурашки по коже. Может быть, потому, что те эмоции и сегодня живы?


Эмоциональная память — самая надежная, хотя и не самая правдивая. Мы всегда помним потрясения, даже если и не даем им оценок. В Китае у музыкально–танцевальной интерпретации своей истории — давняя традиция: к 15–летию образования КНР, в 1964 году, поставили «Алеет Восток», через 20 лет — «Песню китайской революции». Нынешняя «Дорога к обновлению» уже названа «новой классикой»: очень эмоционально напомнила китайцам о том, что они живут в великой стране, которой могут гордиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter