Родился в рюмашке

Более 800 тысяч наших сограждан не получают никаких доходов.
Более 800 тысяч наших сограждан не получают никаких доходов. Не работают, не учатся, не стоят на учете в службе занятости, не получают ни пенсий, ни пособий по инвалидности или уходу за детьми... Конечно, немало "статистических тунеядцев" свои заработки получают нелегально, в обход налоговой инспекции. А чем занимается оставшаяся армада безработных?

- А вы с утра на улицу Щорса подойдите. Сами все увидите, - посоветовал старший участковый инспектор Сергей Богдан.

Место и взаправду колоритное. Одноэтажный магазин, похожий на сельмаговский, обладает "бесценным" отделом приема стеклотары. Десятка полтора оборванцев неопределенно-пропитого возраста моют в луже бутылки, отскребая ногтями этикетки... Причем большинство - не бомжи, имеют квартиры. И это жилье доставляет массу хлопот и милиции, и пожарным, и коммунальникам... Но особенно - соседям. Вечные пьянки-гулянки, вонь, грязь и полчища тараканов. И приходится терпеть эти притоны... Которые, кстати, юридически таковыми уже не являются.

Из новой редакции уголовного кодекса "исчезла" ответственность за содержание притонов для распития спиртных напитков. Раньше милиционерам достаточно было три раза в течение года зафиксировать в квартире массовую попойку, заснять ее результаты на видео или фото - гости вповалку, бутылки батареями плюс показания соседей - и хозяина вертепа переселяли в места не столь отдаленные. Говорят, эффективный был метод, но, увы, его ликвидировали. А такие неблагонадежные жилища стали уклончиво называть "квартирами с репутацией притонов".

Сколько их в Беларуси - вопрос сложный. Например, в Минске на учете стоит 953 "адреса". Правда, в милицейскую статистику попадают уже стопроцентные "бомжатники". На самом деле "вечно пьяных" квартир намного больше. Практически в каждом доме хоть один возмутитель спокойствия да найдется. Как, например, жительница многоэтажки по улице Городецкая.

В ее двухкомнатные апартаменты без противогаза лучше не заходить: с непривычки можно задохнуться. Впрочем, хозяйку это не смущает: пьет беспробудно уже не первый год. Круглые сутки в притон толпами валят перегарно-немытые алкаши. Умудряются даже унитаз пропить. Тогда гадят прямо на пол, да так, что в квартире снизу, пардон, с потолка испражнения капают. Тонну бумаги соседи извели на жалобы в различные инстанции, постоянно милицию вызывают, но маргиналам как с гуся вода. Когда совсем невмоготу становится, люди просто устраивают буянам небольшой самосуд.

Ведь отмена суровых уголовных мер против "алкогольных притонов" буквально выбила из рук участковых оружие в борьбе с ними. Теперь "местный шериф" на подобных граждан может составить только административный протокол. Но нарушители лишь ехидно ухмыляются: мол, пиши, пиши, начальник - толку-то? И действительно, немного. Штрафами эту безработную публику не испугаешь: с зарплаты деньги не высчитаешь, имущество не конфискуешь, когда из мебели в комнате - матрас с соседней помойки, покосившийся стол да набор немытых стаканов... Оформлять бы таких деятелей на пятнадцать суток. Но напряженка с местами в городском спецприемнике, рассчитанном всего на 110 - 120 "суточников". Всех пьяниц не пересажаешь.

Остается чисто медицинская мера воздействия - отправка в ЛТП. Теоретически все просто: в течение года три раза в общественном месте попался по пьянке - иди лечиться. На самом деле оформить в "профилакторий" алкоголика - дело муторное. Нет, протоколов хватает. Но ЛТП - не тюрьма, только ограничивает свободу, и все в этом учреждении регламентируется строгими санитарными правилами и стандартами, а поэтому больных туберкулезом, некоторыми хроническими заболеваниями, венерическими, кожными и так далее, а также инвалидов и пенсионеров туда не принимают. Словом, "клиент" должен быть здоровым, почти как космонавт: обязательное подтверждение здоровья - справка о медосмотре из поликлиники. Самостоятельно туда ни один алкаш не пойдет, и участковому приходится за руку его по врачам водить. Только после этой утомительной процедуры - суд. Причем из зала заседаний ответчик отправляется домой - в течение 10 дней имеет право обжаловать постановление. Хотя кандидаты в ЛТП официально жалуются редко. Чаще - топят горе в дешевом вине и стараются скрыться. Некоторые даже в других городах пытаются отсидеться. И милиции снова приходится их вылавливать...

И с каждым столько возни. Но даже "задокументированных", "нуждающихся в лечении" набирается в два-три раза больше, чем мест в ЛТП. Таких учреждений осталось всего два: в Новогрудке и Светлогорске. Областные и минское управления охраны правопорядка и профилактики буквально воюют между собой за "путевки" в сей "профилакторий". Оно и понятно: постановление суда действительно только год. Не определил вовремя "подопечного" - вся работа насмарку, можешь новое досье на него собирать.

Да, по большому счету, "срок" в ЛТП - лишь временный отдых соседям. Рано или поздно хозяин притона вернется и начнет жить по-старому. От любви к водке редко избавляются.

Отличный способ очистки города использует муниципалитет Нью-Йорка. Опустившихся не лечат, не призывают к порядку, а принудительно выселяют в специальные районы для асоциальных элементов. Правда, в этих кварталах полицейские в одиночку боятся появляться даже днем. Зато остальные, законопослушные горожане, живут спокойно. Возможно, и в Беларуси стоит создать "черту оседлости"?

В принципе, Жилищный кодекс такую меру, как выселение, предусматривает. "Если наниматель или члены его семьи систематически разрушают либо портят жилище либо нарушают правила пользования им..." Другой вопрос, что эти самые правила изложены достаточно пространно. И, видимо, во многом из-за отсутствия четкости в их формулировке суды предпочитают выносить мягкие вердикты - предупреждение или штраф. Крайняя мера - лишение жилья - практически не применяется. Оно и понятно: бомжей и без того хватает. Поэтому в худшем случае тунеядцам и алкоголикам просто "меняют прописку", переселяя в худшее жилье.

Этакая полумера: гадили в одном месте - отправили в другое. Где тоже нормальные люди живут и должны терпеть многочисленные маргинальные фокусы. И постоянную угрозу смерти от пьяного соседского пожара... По данным МЧС, причина 75 процентов возгораний - курение. Из-за непотушенных сигарет в этом году в Беларуси уже погибли 650 человек. Причем 567 из них были навеселе. И с каждым годом количество таких трагедий неумолимо возрастает.

Увы, в последние годы в законе наметились послабления и для "бытовых поджигателей". Раньше даже за повторное нарушение в течение года пожарных норм запросто могли отправить на "вольные поселения". Сейчас для такого же наказания необходимо устроить пожар, уже имея "в запасе" административное взыскание по той же "теме". Кстати, в понимании юристов пожар - это открытое и достаточно сильное пламя. Костры же в современных квартирах, особенно в панельных домах, явление редкое. Чаще тлеют какие-нибудь тряпки, обивка мебели или бытовая техника, которые, однако, выделяют столько ядовитого дыма, что могут пострадать люди даже из соседних квартир. Только когда появляются пострадавшие, Уголовный кодекс наконец начинает работать. Как в пословице: пока гром не грянет...

Конечно, нехорошо делить людей на правильных и неправильных. Но даже свободолюбивые анархисты провозглашают: живи, как хочешь, только не ущемляй права других. Маргиналы о соседях не думают. И, в отличие от добропорядочных граждан, Административным кодексом и общественным порицанием их не напугаешь. А других мер не предусмотрено. Фактически выпивохи стали как бы вне закона, неприкасаемыми. Может быть, хватит либеральничать и пора ужесточать юридические нормы против антисоциального меньшинства, портящего кровь большинству нормальных людей?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter