В выигрыше даже начинающий
Тема нынешних состязаний – борьба с мусором. Школьники собирают устройства из конструкторов и программируют их так, чтобы они могли, к примеру, сортировать в доме отходы и складывать их в баки. Или доставлять мешки с мусором на перерабатывающий завод. Чтобы завершить выполнение задачи, умная машина должна финишировать в зоне технического обслуживания.
У самых маленьких задание попроще, на его выполнение отводится час. Первыми справились третьеклассники Саша Остапенко из средней школы № 84 Минска и Ваня Лабановский из гимназии № 11.
Юные техники с серьезным видом объясняют задачу:
– Нам нужно было собрать из конструктора Lego WeDo краба и заставить его двигаться. Если увидел препятствие – стоп!
И признаются: самое сложное – написать программу.
Руководитель команды, преподаватель «Школы робототехники» Максим Павлюченко переживает за воспитанников и тут же уточняет:
– Ребята очень старались, готовились задолго до соревнований. У них все здорово получается: и конструировать, и программировать. Оба занимаются уже по три года. Это не первый их турнир. Даже если и не победят, польза от занятий заметна. Все, кто учится собирать роботов, лучше усваивают в школе математику, физику. Да и по другим предметам подтягиваются.
Включаешь, а оно работает
Пока малыши делятся впечатлениями, их товарищ по «Школе робототехники», пятиклассник минской СШ № 191 Павел Матусевич готовит свою умную машину к выступлению. У Паши это уже третьи соревнования. Призовых мест пока не было, но роботостроитель не теряет надежды. Тем более что собирать их – «это просто интересно»:
– Мне нравится, когда ты что-то сделал, включаешь, а оно работает.
Паша должен запрограммировать робота так, чтобы он по ходу движения собирал красные кубики и заменял их на синие. Синие при этом следует просто объезжать. Пока еще не все «мусорные баки» сортируются правильно. Надо найти ошибку в программе и исправить.
– Хочу стать программистом, буду разрабатывать игры, – делится планами Павел. – Уже написал одну. Правда, пока она работает в тестовом режиме, и играю в нее только я.
Алексей Баран и Андрей Кузьменков из Академии авиации тоже борются с мусором. Парни сосредоточенно проверяют, насколько правильно указали задачу роботу.
Мама Алексея, а по совместительству руководитель команды Елена Николаевна, не скрывает гордости за ребят:
– В сентябре они участвовали в первом Робофесте, заняли третье место в номинации «Беспилотные летающие аппараты». На этот раз собрали робота, который будет работать на мусороперерабатывающем заводе. Готовились долго. Каждую неделю приезжали домой в Витебск с набором конструкторов.
Точно в цель
– Не фотографируйте, пожалуйста, со вспышкой, – просят парни, которые тестируют робота-футболиста. У устройства очень чувствительные датчики, поэтому любой посторонний свет может сбить «спортсмена» с толку.
«Футбольная» команда должна подготовить двух автономно работающих роботов: нападающего и вратаря, которые сразятся с роботами противника на специальном поле. При этом мяч не совсем обычный – с инфракрасным излучением.
Рядом установлена дорожка для боулинга. Участники программируют машину так, чтобы она взяла шар со стойки и запустила его в сторону кеглей. Собьешь больше – увеличишь шанс на победу. Чтобы усложнить задачу юным инженерам и программистам, перед «метателем» ставят зеленую кеглю, сбивать которую запрещено.
Ирина Емельянова и Иван Зайков (команда «Во славу БГУ») из тех, кто в прошлом году участвовал во Всемирной олимпиаде роботов в Катаре. Майка с фирменным лого тому подтверждение.
– Было очень интересно познакомиться с этим направлением робототехники, – признается Ирина. – Спроектировали механику, составили алгоритмы, протестировали. В работе использовали искусственное зрение. Задача очень сложная, но интересная. Вместе с Иваном на соревнованиях, олимпиадах выступаем с 9-го класса. Такие конкурсы позволяют не только совершенствовать навыки, но и общаться. Здесь, к примеру, мы познакомились с ребятами из моего потока – встретимся на парах, сядем вместе.
Пакуем чемоданы в Нью-Дели
Директор «Школы робототехники» Игорь Белевич замечает, что еще три года назад трудно было представить, на какой уровень выйдет образовательная робототехника:
– Мы начинали проведение отборочных соревнований с 15 претендентов. В прошлом году участвовали во Всемирной олимпиаде роботов во второй раз и заняли четвертое место. Это очень хороший результат. Сделали работу над ошибками, и, думаю, на этот раз национальная сборная имеет все шансы занять место на пьедестале. Приятно отметить, что растут навыки команд из регионов. Например, в младшей категории ребятам из Могилева не хватило всего двух баллов до первого места, а ведь это был их дебют на соревнованиях такого масштаба.
Команды – победители национального отбора представят нашу страну на Всемирной олимпиаде роботов, которая пройдет 25 – 27 ноября в индийском Нью-Дели.
uradova@sb.by
Фото автора и Виталия ГИЛЯ
Фото автора и Виталия ГИЛЯ