Последняя жительница Новинки не дает исчезнуть ивановской деревне

Робинзон… Мария

СЕЛО из нескольких хаток в Ивановском районе было бы малоприметным населенным пунктом Ивановского района, если бы не его единственный житель. Вернее, жительница — 68-летняя Мария КАРПОВИЧ. И больше никого в радиусе целых пяти километров. Держит гусей, кур, коз и кота. Овощи садит на пяти сотках. А когда требуется, обороняет свое хозяйство от набегов диких кабанов и змей. Люди в этих широтах редко когда появляются. Даже калитку во двор хозяйка никогда не запирает на засов... 


ШИРОКАЯ грунтовая дорога из деревни Лядовичи ведет в поле. Через полдесятка километров замечаю среди пяти обветшавших хат ту, в которой живет робинзонша из Новинки. «Наводкой» послужил свежепокрашенный забор.

— Заходите, гостям только рада, — широко открывает двери Мария Сергеевна. Угостив заезжего журналиста чаем с пирогом, принимается за свой бесхитростный рассказ:

– Новинка захирела, когда в 90-х закрыли торфозавод. Следом перестал работать сельмаг. Из соседей многие разъехались, а кто-то умер… Я не решилась, милок, оставить нажитое хозяйство. Даже когда не стало мужа в 2002 году. 46 лет, почитай, тут, здесь и останусь.

Мария Карпович, сколько себя помнит, помогала супругу, колхозному механику, работать в поле. Изба, в которой ныне коротает век, досталась в наследство от свекров. Переехала в нее в 1969 году из родного хутора, что у дрогичинской деревни Кокорица. 

В доме прибрано, уютно — по всему видно, что за порядком полешучка следит. Есть стиральная машина, мобильный и стационарный телефоны, телевизор, советский радиоприемник «Океан». 

— Радио слушаю редко, — перехватив мой взгляд, объясняет она. — Когда справлюсь по хозяйству, смотрю «Пусть говорят» и «Поле чудес». А так стараюсь больше спать.


ОТКУДА столько техники в почти заброшенной деревушке? Автолавка сюда не ходит – нет надобности. Мария Сергеевна говорит мне, что все привез сын Сергей:

— Он работает в Иваново, инструктором по вождению в автошколе. Живет в агрогородке Ополь. Навещает меня дважды в неделю. Покупает продукты, привозит пенсию. Всегда, когда нужно, заказывает в райцентре дрова, брикет, газовые баллоны. Наладил в свое время водопровод.

Теперь насос «Ручеек» исправно качает воду из колодца для кухонных нужд и полива огорода. Лишь бы электричество было. Открываю кран умывальника на кухне – напор довольно сильный. 

Удивительно, но перебоев с электроэнергией не бывает здесь даже в ненастье. Единственное, что всерьез беспокоит сельскую жительницу, – летние пожары и осенние палы травы за рекой Ясельда в километре от хаты. Вся местность тогда в дыму. Тяжело дышать.

Время от времени в почти пустое село наведывается председатель Опольского сельсовета Сергей Мельник. Помог отремонтировать веранду. Обновил часть забора. А нынешней зимой, когда всю страну засыпало снегом, направил грейдер для расчистки дороги от Лядовичей до Новинки. Другого пути сюда нет. 

В самое холодное время года в Новинке и одичать можно, вокруг ни души. Почтальоны тоже не появляются – корреспонденции она не получает, а газет не выписывает. Летом приезжают рыбаки. Оставляют машины и идут себе с удочками на заброшенный карьер. От городских охотников спасения нет, вздыхает хозяйка:


— Стреляют из своих ружей, что все окна трясутся. А потом ночью егеря на нелегалов засады устраивают. После погони, бывает, останавливаются у меня передохнуть. Я их чаем пою.

Иной раз после захода солнца у забора начинают рыкать дикие кабаны. Роют землю, а когда добираются до огородов, выкапывают картофель. Или лисы время от времени рыскают возле сараев, видимо, чуя кур. Мария тогда тихонько крадется к веранде, открывает входную дверь и громко стучит по ней костылем. Вся живность вмиг врассыпную. 

Или фонарь в руки – и вокруг дома два, а то и три круга навернет. Животные человека боятся, не переносят яркого света.

— Однажды в осеннюю полночь слышу – у калитки какой-то топот, — переходит на шепот хозяйка. – Гляжу в окно, а там дикие поросятки-малютки рядом с кабаном с метр ростом! Так, затаившись, слушала возню и хрюканье чуть ли не до самого утра. 

Мне казалось, вдали от людей жить страшно, скучно, одиноко. Но Мария Сергеевна в ответ лишь смеется:

— Ну что вы, напротив, очень даже весело. Для меня родная природа – целый мир! Возле дома часто бегают зайцы. Я с ними общаюсь, прошу их не трогать мою морковь. И не поверите – слушаются! Но и другое зверье меня не трогает. Помнится, полола грядки, так прямо на огород зашла семья лосей. Сохатые постояли пару минут возле бывшего соседского двора и отправились восвояси.

А змей Мария Карпович не любит. Даже ужей сторонится, не то что ядовитых земноводных. Увидит хоть одну гадюку, сразу лупит по ней что есть силы кочергой или палкой, пока та не сдохнет. Вся эта нечисть ползет сюда с болота летом. Даже в жару сельчанка вынуждена носить сапоги.

Тем временем приходит пора обеда. Хозяйка, чтобы гость не замерз, то и дело подкладывает поленья в печь. Затем жарит блины на газовой плите. Несет банки с закатками. Всегда все по дому делает сама, несмотря на больные ноги.

— Я бы поехала к сыну, — задумавшись, произнесла Мария Карпович. — Не раз звал к себе. Но природа не отпускает. Здесь я чувствую себя свободной.

СПРАВКА «СГ»

В Брестской области 511 отдаленных населенных пунктов (они от своего сельсовета в 10 километрах и дальше) до 50 человек. Больше всего таких деревень в Барановичском, Пружанском и Каменецком районах.

КОММЕНТАРИЙ 

Главный специалист управления государственной социальной поддержки населения Министерства труда и социальной защиты Татьяна ТАЛАЛАЕВА:

— Из 146 территориальных центров социального обслуживания населения 118 работают в сельской местности. По статистике, соцработники чаще всего выезжают к клиентам на дом. Ходят вместо них в магазин за продуктами, помогают купить лекарства и товары первой необходимости… Всего в стране такими услугами пользуются 88,4 тысячи человек, из них 59 тысяч – сельчане.

В сельской местности по решению местных исполнительных и распорядительных органов также внедряются новые формы жизнеустройства нетрудоспособных граждан. Так, в деревнях уже появилось 29 домов самостоятельного (совместного) проживания, 144 дома зимовки, организовано 248 приемных семей для граждан пожилого возраста.

matelenok_2011@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter