Ритуальный танец

До чего богатая бывает фантазия: в обмен на чеки «Имущество» людям обещали... пышные похороны

До чего богатая бывает фантазия: в обмен на чеки «Имущество» людям обещали... пышные похороны


90–е годы часто называют смутными. Либерализация! У самых предприимчивых и ловких практически полная свобода действий. Время самых громких финансовых афер и массового легкомыслия — очень хотелось обогатиться быстро. Одним надо напоминать о том времени. Другим оно больно напоминает само. Это тем более печально, что люди искали не прибыли.


...В 1994 году жители Бобруйска могли прочесть в газете объявление: малое предприятие «Ритуал» гарантирует достойные похороны в обмен на приватизационные чеки. Тамара Чевелева 28 ноября 1994 года подписала договор. Малое предприятие «Ритуал» в лице директора Веры Васильевны Новик обязалось «произвести захоронение Чевелевой Зои Михайловны в случае ее смерти при предъявлении настоящего договора». Речь шла о матери. Дочь обязалась перевести такое–то количество чеков «Имущество» на имя Николая Александровича Кома, финансового директора фирмы.


Чеков не хватило, за часть услуг пришлось доплатить деньгами. Судьба отмерила матери долгую жизнь, но скорбный срок настал. Когда дочь пришла по прежнему адресу, здесь была другая фирма. Директор, впрочем, договору не удивился: приходили многие.


Чевелева разыскала прежнего директора и напомнила о его обязательствах. В ответ услышала: фирмы давно нет, ничего не знаю. Разбираться было некогда. Тамара похоронила мать достойно. И обратилась в суд, чтобы взыскать расходы. Уже был прецедент. Еще в 2001 году Зинаида М., знакомая Чевелевой, имевшая на руках такой же договор, тоже получила отказ. Но деньги потом через суд взыскала. «Ритуал» был уже не малым, а производственным частным унитарным предприятием.


Выиграла суд и Чевелева, но денег не получила: фирма обанкротилась. За исполнением судебного решения ей было рекомендовано обращаться к председателю ликвидационной комиссии. Назывался адрес председателя (Кировский район, деревня Сергеевичи) и его имя. Им оказалась... все та же Вера Васильевна Новик. Как прежде она отказала, так и сейчас. Уже скоро год, как Чевелева, несмотря на решение суда, свои деньги вернуть не может.


Поэтому и обратилась в редакцию. Она обижена и считает, что несостоявшийся «исполнитель» провернул аферу, нажился на чужом горе и при этом не испытывает никаких угрызений совести.


Это мнение — вещь субъективная. Но изложенные Тамарой Чевелевой факты я проверил: правда. Судебные документы утверждают, что Вера Новик без объяснения причин отказала и Зинаиде М., и Тамаре Чевелевой. Что, уже будучи ответчиком, на судебное заседание не явилась ни по первому иску, ни по второму.


Директор ОАО «Центрторгуслуги» Виктор Паркалов подтвердил мне, что к нему нередко обращаются люди с подобными договорами от 1994 года. ОАО размещено по тому же адресу и занимается тем же: хоронит. Приняло на работу почти весь персонал и выкупило часть помещений прежнего владельца. Аукцион был открытым, деньги платились немалые. Их, дескать, должно было хватить на всех кредиторов. ОАО не может отвечать по долгам «Ритуала». «Центрторгуслуги» — иное, фактически государственное юрлицо. Новик же просто обанкротилась как бизнесвумен. Теперь занимается изготовлением ритуальных принадлежностей, но как частное лицо. Причина банкротства? Когда–то «Ритуал» был монополистом и властвовал на местных погостах. Потом «нишу» вернуло себе государство.


Начальник управления торговли и сферы услуг Бобруйского горисполкома Анатолий Киселев назвал еще одну причину банкротства: Новик взяла непосильные кредиты.


Я позвонил в деревню Сергеевичи, представился, назвал цель звонка и попросил Веру Новик. Женщина на другом конце провода, назвавшись Татьяной, сказала: «Новик будет только в августе. Я за нее». — «И по вопросам бизнеса?» — «Именно по вопросам бизнеса». — «Почему вы не выполняете условий договора?»


Ответ был таков: Новик к «Ритуалу» давно не имеет отношения. С тех пор как его имущество было выкуплено, обращаться следует к новому директору.


— Но ведь «Ритуал» не исполнял договор и в 2001–м, когда еще действовал.


— Ничего сказать не могу.


История вызывает много вопросов. Почему никого из клиентов В.Новик своевременно не известила о своих проблемах? Почему не отвечала и не отвечает на их письменные обращения? Неужели, долго имея дело с горем, не научилась людям сочувствовать? Об уместности извинений и говорить не приходится. Почему игнорировала даже суд?


Кировский район от Бобруйского недалеко. И все же странно заниматься ликвидацией предприятия даже с такого расстояния. Как вообще В.Новик оказалась председателем ликвидационной комиссии ПЧУП «Ритуал»? Вот что гласит, в частности, пункт 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда («О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц»):


«...Председателем Ликвидационной комиссии, назначенной в связи с принятием решения о Ликвидации юридического лица, а также ликвидатором не могут быть Собственники имущества (учредители, участники), руководитель Ликвидируемого юридического лица...»


Странно само банкротство. Похоронный бизнес всегда считался делом прибыльным. Во–первых, смерть близких застает людей врасплох, в такой момент они не считают (или плохо считают) деньги. Во–вторых, не все они прозрачно проходят через кассу. Вполне разделяю мнение недавней статьи на эту тему в одной российской газете под красноречивым заголовком «Испытание для живых»... Нам еще ой как надо стараться, чтобы сделать сферу ритуальных услуг цивилизованной в смысле экономическом и щадящей — в смысле этическом. То есть сочувственной. О бывшем «Ритуале» этого никак не скажешь.


Сколько еще у него осталось клиентов, сказать трудно. И что все они, подобно Тамаре Чевелевой, будут пострадавшими? Она судилась с лицом юридическим, с которого нечего взять. В горисполкоме меня заверили, что иск можно подать и к физическому лицу, поскольку фирма была частной.


Где чеки, наконец? Не приходилось слышать, чтобы на них обогатились мелкие владельцы. Иное дело те, кто сумел аккумулировать большое количество и вложить в акции, скажем, торгового предприятия. Впрочем, бывший финансовый директор, занимавшийся аккумулированием, по слухам, уже за границей. Дело, конечно, давнее, но хотелось бы прозрачности.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter