Книжный навигатор

Ритмы и рифмы

Книжный навигатор

Валянцiна Куляшова. Аркадзь Куляшоў. Лясному рэху праўду раскажу... Аповесць–эсэ. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2014.


К столетию Аркадия Кулешова в издательстве «Мастацкая лiтаратура» вышла книга в серии «Жыццё знакамiтых людзей Беларусi». Ее автор — дочь поэта, известный литературовед Валентина Кулешова. Ее воспоминания об отце читаются очень живо, изобилуют невыдуманными подробностями, написаны с теплотой и любовью... И на высоком художественном уровне. Кто еще мог бы описать, как Кулешов пел дуэтом с Твардовским белорусские народные песни в гостинице «Москва»; как поэт с женой сжигали в печке его неопубликованную статью по национальному вопросу, потому что первый секретарь ЦК КПБ Пономаренко, вызвав, объяснил, что в национальном вопросе более всего разбирается Иосиф Виссарионович; или как народный поэт «па хаце хадзiў у спартыўным касцюме i змяняў сваю «унiформу» толькi тады, калi хто–небудзь, заўважыўшы, што ў яго ўжо свецяцца каленi, купляў новую»; а с прической поступал так — подходил к дочери: «Валя, пастрыжы мяне, я iду ў ЦК!» А история стихотворения «Алеся», ставшего культовой песней, — просто сценарий для фильма! Поэт написал это произведение в 14 лет. Кстати, и первый сборник стихов издал в пятнадцать. Герои книги — не только центральный персонаж, но и все его родственники, вплоть до внуков и правнуков, писатели, поэты, артисты, музыканты, композиторы...


Гавриил Юдин. Музыкальная жизнь Витебска в первой четверти ХХ века. Минск, Медисонт, 2013.


Конечно, прежде всего мы вспоминаем Витебск Шагала и Пэна, город, в котором век назад Казимир Малевич воплощал идеи супрематизма. В этой книге впервые раскрываются некоторые страницы музыкальной жизни города на Двине. Исследование сделано известным советским дирижером и композитором, уроженцем Витебска Гавриилом Юдиным в 1961 — 1962 годах. При жизни автора рукопись так и не напечатали. Как пишет директор музея Марка Шагала Людмила Хмельницкая, «будучи уже пожилым человеком, Гавриил Яковлевич Юдин, сидя в ленинградской «Публичке», целыми днями листал старые газеты и журналы, выуживая крупицы информации о музыкальной жизни Витебска». В рукописи Юдина — не только сухая хронология, но и интересные события. Культурная жизнь была насыщенной... Только в сезон 1902 — 1903 гг. оперная труппа, возглавляемая пианисткой М.Кнауф–Каминской, за три месяца поставила на сцене городского театра 31 оперу, и в зале — постоянный аншлаг. Оживленной и отнюдь не беззубой была и музыкальная критика. Например, после показа оперы Монюшко «Галька» 11 октября 1902 года рецензент в «Витебских губернских ведомостях» от души прошелся по ее недостаткам: «Оркестр вел себя невозможно, местами получалась турецкая какофония вместо музыки. К третьему акту дирижер опоздал, и попытка оркестра обойтись без него дала печальные результаты». Печально прошел и бенефис дирижера Павлова–Арбенина — артисты объявили забастовку, публика разошлась, верный руководителю оркестр сыграл за спасибо... Дополняют исследование Юдина работы других авторов вроде статьи о выдающемся скрипаче–виртуозе Карле Григоровиче, ставшем в 1919 году преподавателем Витебской народной консерватории, в 1921 г. арестованном по ложному обвинению в шпионаже и умершем в заключении от воспаления легких. Книга вышла небольшим тиражом, но сведения ее неоценимы.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.


Советская Белоруссия №53 (24436). Пятница, 21 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter