Всегда ли перевозчики ведут игру по честным правилам и кто в ответе за безопасность маршруток

Рисковые маршрутки

Каждый день тысячи людей из пункта А в пункт Б добираются на маршрутках. А что? Быстро, комфортно и почти без остановок. Особенно популярны они на пригородных и междугородних маршрутах. Наверняка у многих пассажиров возникали справедливые претензии: то билет не выдали, то в дороге сломались, то от расписания отошли. Всегда ли перевозчики ведут игру по честным правилам и кто в ответе за безопасность маршруток, разбирались корреспонденты «СГ».

ГРОДНЕНЩИНА: БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ДЕРЕВНЯМ, УДАЛЕННЫМ ОТ АВТОТРАСС

За доходом частник готов на край области


В области пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом перевозят три специализированные государственные организации и 114 индивидуальных предпринимателей. Частники особенно активно начали заниматься этим бизнесом в последние два года. Если, например, в 2017-м на междугородних маршрутах работало лишь 17 таких перевозчиков, то теперь уже 68. Благодаря этому появилось немало дополнительных рейсов.



Начальник отдела организации перевозок областного коммунального транспортного унитарного предприятия «Оператор пассажирских перевозок» Вадим Васильев поясняет:

— Чаще всего индивидуальные предприниматели занимаются междугородним сообщением. Но есть и те, кто возит людей внутри районов — в Гродненском, Лидском, Слонимском, Ивьевском и Зельвенском. Понятно, государственные транспортные предприятия обязаны обеспечивать на селе социальные стандарты, а частники выбирают те маршруты, которые им выгодны: работать себе в убыток никто не хочет. Но если есть перспектива получить доход, то перевозчик готов гонять автобусы столько, сколько необходимо. Например, в агрогородки Озеры и Поречье Гродненского района микроавтобусы из областного центра ходят чуть ли не каждые полчаса. Примерно такая же интенсивность движения из Островца на Минск и из Лиды на Березовку.

Есть еще один аспект, который заставляет думать о расходах. Дело в том, что пригородные и городские автобусы государственной формы собственности субсидируются из бюджета. Но с каждым годом эти дотации сокращаются. К 2020 году окупаемость пригородных маршрутов должна быть на уровне 75 процентов, а городских — 80. В связи с этим постепенно сокращается количество нерентабельных рейсов.

— Понятно, — говорит Вадим Валерьевич, — что жителям деревень, расположенных на оживленной автотрассе, повезло больше. Тут выше интенсивность движения, можно быстрее уехать в нужном направлении. Тем, кто находится в глубинке, сложнее. Несмотря на это, социальные стандарты соблюдаются повсеместно. Все поступающие в облисполком обращения по этой теме переправляют к нам. Мы изучаем возможности автопарков и с их помощью удовлетворяем просьбы населения либо пытаемся привлечь частника. Меняем расписание, открываем дополнительные рейсы. На прошлой неделе были дважды на собраниях в деревнях. Некоторые, к примеру, хотят в субботу или воскресенье попасть на рынок, съездить среди недели в поликлинику.

30 августа в агрогородке Деречин Зельвенского района сельчане просили пустить автобус по маршруту Деречин — Слоним. Прикинули, что там небольшое расстояние, из-за чего рейс будет нерентабельным. Поэтому решили сделать по-другому: разработать утренний маршрут Гродно — Слоним, чтобы он проходил через Деречин и некоторые другие деревни. Этим автобусом люди смогут добраться не только в Слоним, но также в Гродно и Мосты. Сейчас ведутся переговоры об этом с частником. В последней декаде декабря планируется открыть маршрут.

Обычно поступают обращения граждан после того, как закрываются определенные маршруты. Среди них есть и сезонные, например, к садовым товариществам. В середине осени пассажиропоток заметно падает, и перевозчик приостанавливает работу. Некоторым дачникам хотелось бы и дальше добираться до своих участков рейсовым автобусом, однако возить несколько человек себе в убыток автопарк, естественно, не будет.

Новые маршруты в последние годы не открывались. Другое дело — увеличение количества рейсов. Чаще, например, стали ходить автобусы из Гродно в Щучин, Островец, Минск.

Геннадий ГИЛЬ

gil@sb.by

Фото автора


БРЕСТЧИНА: НОВЫЙ АВТОВОКЗАЛ В ОБЛЦЕНТРЕ — ПРИМЕР СОТРУДНИЧЕСТВА

Нелегалам закон не писан


Маршрутные такси от платформ нового брестского автовокзала отъезжают с завидным постоянством. Малорита, Кобрин, Пружаны, Спорово, Орхово, Домачево, Остромечево, Жабинка, Мухавец... Одно из самых оживленных — кобринское направление. Его обслуживают как автобусы «Брестоблавтотранса», так и автомобили нескольких частных фирм. УП «ДМ-экспресс» давно работает на этом маршруте.

Руководитель предприя­тия Дмитрий Малых сам не меньше десяти лет был водителем, постиг тонкости профессии. Сейчас у него четыре маршрутных такси. Три задействованы в регулярных рейсах, одно в резерве — на случай, если кого-то надо подменить.

— Не сложно крутиться в таком ритме? — спрашиваю у Дмит­рия.

— Нет. Маршрут достаточно удобный. Шестеро водителей. Когда кто-то уходит в отпуск или на выходные, сам сажусь за баранку. Расписание составлено так, что на конечных остановках есть как минимум четверть часа, чтобы отдохнуть перед рейсом. Или наверстать задержку в пути, если где-нибудь попадешь в пробку. Бывает и такое.

— Сколько стоит билет от Бреста до Кобрина и в обратном направлении?

— 3 рубля 60 копеек. Цены стараемся не поднимать. Расценки устанавливает Брестский облисполком. Согласно им стои­мость проезда мы могли бы поднять до 6 рублей. Однако понимаем, что для пассажиров это будет слишком дорого. Сами считаем каждую копейку.

Топливо в последнее время не дорожает, а вот на запчасти приходится раскошеливаться частенько. Обычно маршрутчики покупают то, что подешевле. Редко когда такие детали служат долго.

Билеты на пригородный поезд стоят значительно дешевле, и многие пассажиры, особенно пенсионеры, маршруткам предпочитают этот вид транспорта. Правда, по словам моего собеседника, главные конкуренты частных перевозчиков (на маршруте задействовано более 20 автомобилей) — нелегалы. Как правило, они есть всегда. Утром везут пассажиров из Кобрина в Брест, ближе к обеду возвращаются обратно. Возле платформ автовокзала не останавливаются: боятся попасть на глаза его сотрудникам. Дежурят возле входной двери или в других людных места, где много клиентов, и негромко подзывают: «Кобрин, Жабинка, Каменец…»

С открытием нового автовокзала в Бресте поначалу нелегальных перевозчиков стало меньше. Однако они быстро приспособились к новым условиям, выбирают отдаленные точки для посадки людей. Иногда попадают в поле зрения сотрудников Транспортной инспекции. Как правило, отделываются штрафом и принимаются за прежнее занятие, чтобы возместить траты.

Налогов такие перевозчики не платят, за услуги автовокзала не рассчитываются. Вот и получается, что им выгоднее работать, чем легальным конкурентам.

Сам не раз в Пинске наблюдал картину, когда молодые люди открыто прямо перед входом в автовокзал зазывали клиентов на столинскую маршрутку. Естественно, в расписании она не значилась. Не было и других рейсов в этом направлении. Зато минут через 20 к расположенной в сотне метров стоянке (как и обещали молодчики) подъехал микроавтобус. К этому времени набралось около 15 пассажиров. Все дружно вошли в салон, и транспорт направился к месту назначения.

Перевозчики, работающие на законных основаниях, убеждены, что за такими конкурентами необходим постоянный комплексный контроль со стороны ГАИ, Транспортной инспекции и других служб. Ведь нарушений масса: необорудованные салоны, слишком долгий срок эксплуатации транспортных средств, не говоря уже об отсутствии лицензии.

В ОАО «Брестоблавтотранс» отмечают, что нареканий со стороны частных перевозчиков и пассажиров не имеют. Генеральный директор предприятия Михаил Непочелович считает, что брестский автовокзал может служить примером для других, как налаживать сотрудничество с владельцами маршруток:

— На старом автовокзале было тесно. С вводом в строй нового эта проблема решена. Потребовалось около месяца, чтобы отрегулировать все вопросы. Если возникает необходимость внести определенные корректировки, то решаем в рабочем порядке.

Александр КУРЕЦ

kurets@sb.by


ВИТЕБЩИНА: КАК ИСКЛЮЧИТЬ ПЕРЕВОЗКИ ПО «ЛЕВЫМ» БИЛЕТАМ

День вчерашний, направление обратное


Наш десант в составе и.о. начальника управления контроля автомобильных перевозок филиала транспортной инспекции по Витебской области Сергея Глущука, ведущего специалиста этой же организации Олега Кошелькова, заместителя директора предприятия «Оператор перевозок» Юрия Кузнецова и старшего контролера контрольно-ревизорского отдела Любови Безруковой высаживается у поселка Куковячино. Направление движения — Витебск — Минск. Это наиболее оживленная трасса, с десятком популярных у населения маршрутов. Уже буквально через пару минут Олег Кошельков тормозит первый микроавтобус Новолукомль — Витебск. В салоне несколько человек, все с билетами. Правда, у одного пассажира он датирован вчерашним днем и… в обратном направлении.

Старший контролер контрольно-ревизорского отдела Любовь Безрукова и заместитель директора предприятия «Оператор перевозок» Юрий Кузнецов.

Растерянный водитель на этот раз толком даже не может пояснить, как так получилось. Твердит одно — попутчика подобрал на ближайшей остановке. Возможно, по ошибке сунул ему что-то не то…

Для журналиста ситуацию разъясняет Любовь Безрукова:

— Это популярная уловка. Водитель держит у себя несколько левых билетов. Завидев проверку, сует необилеченному пассажиру первое, что попалось под руку. В надежде, что контролер не будет детально анализировать проездной документ. В моей практике недавно был случай, когда шофер маршрутки вообще заявил: не ваше дело, мол, какой билет у пассажира, главное — его наличие…

Сергей Глущук уже оформляет повестку о явке в инспекцию на шофера, а что же пассажир? Мне объясняют: здесь официальных претензий быть не может. Да, в отношении безбилетников тоже применяются штрафы, но ведь человек не обязан детально рассматривать проездной документ сразу же после получения и делать выводы о его подлинности. А вот если он сам заявит, что, скажем, отказался от билета, предложенного водителем, — его привлекут к административной ответственности вместе с последним. На примере следующей проверки мне продемонстрировали похожую ситуацию.

Вчерашний билет, да еще в обратном направлении, явно недействителен.

 Деньги взять не забыл.

…Взмах жезлом: перед нами маршрутка Витебск — Минск. В салон вместе с контролером заходит Сергей Глущук в форме. Представляется и сообщает пассажирам: ведется видеозапись проверки. На первом боковом сиденье — девушка, следующая до остановки Городно, которой нет в маршрутном листе. Отдала водителю 2 рубля, взамен ничего не получила.

— Вы отказались от билета? — спрашивает контролер.

— Нет, мне его не предлагали… — звучит в ответ.

Точно так же не предлагали билеты и бабушке с внучкой-школьницей, сидящим напротив. Они едут до Минска, отдали за проезд 24 рубля.

Водитель поясняет: якобы вышел из строя кассовый аппарат.

И.о. начальника управления контроля автомобильных перево­зок филиала транспортной инспекции по Витебской области Сергей Глущук и ведущий специалист Олег Кошельков оформляют водителю повестку о явке в инспекцию.

— Это еще одна уловка, на которую идут перевозчики, — объясняет Сергей Глущук. — А пассажиры не требуют своего, потому что не хотят обострять отношения. Например, девушку вообще могли не взять в салон — маршрутка не обязана останавливаться в Городно. Бабушку с внучкой, возможно, нужно будет высадить в Минске там, где им удобнее. Пойдет водитель на принцип — будут добираться домой с сумками с использованием городского общественного транспорта.

Самый вопиющий случай — под занавес рейдового дня. Судя по всему, крупнейший представитель регулярного перевозчика по маршруту Минск — Витебск, которого мы тормознули примерно через час после начала рейда, уже хорошо осведомлен о проверке. По крайней мере, все 16 безбилетных пассажиров, сидящих в салоне, были отлично подготовлены к встрече с контролерами. Дружно включили камеры мобильных телефонов и стали возмущенно требовать продолжения поездки — все опаздывали на самолеты, поезда и деловые встречи… Заявили, что никаких денег они водителю за поездку не платили. Кто-то якобы рассчитался онлайн по карточке при бронировании места.

В категоричном тоне разъя­ренные пассажиры запретили инспекторам использовать служебные видеорегистраторы и приказали им выйти из салона. Вообще, всем своим видом явно провоцировали последних на скандал, угрожая выложить видеозаписи «беспредела» в ютуб. Рейдовая бригада была вынуждена ретироваться. И не потому, что каким-то образом превысила свои полномочия. Юрий Кузнецов пояснил:

— По идее, нам сейчас нужно было бы вызвать сотрудников милиции. Взять у всех безбилетников объяснения и составить протоколы. Знаете, сколько времени заняла бы эта процедура? Да, наше предприятие, которое призвано объединить все контрольно-ревизионные транспортные службы области, создано около года назад. Штат еще не полностью укомплектован. Знаем, что регулярные перевозчики часто нарушают таким образом правила. Берут деньги и только по требованию командировочных выдают билеты посередине маршрута. Надеемся, что в ближайшем будущем ситуацию удастся преломить. Считаю, к таким рейдам нужно привлекать не только сотрудников милиции, но и специалистов КГК, налоговиков. Представляете, какие суммы скрываются в итоге автоперевозчиками от уплаты налогов? К счастью, с нерегулярными маршрутками нам уже удалось справиться. Недавно прикрыли солидную сеть нелегальных маршруток, ведущую свою деятельность исключительно в интернете. Они тоже осуществляли перевозки по минскому направлению.

Кстати, несмотря на корпоративную солидарность пассажиров маршрутки Минск — Витебск, водителю выдана повестка, он будет привлечен к административной ответственности.

 Чем рискуют пассажиры, не требуя от маршрутчиков билетов? Прежде всего гарантией безопасности и защищенности. Штраф за безбилетный проезд — далеко не главная неприятность. Например, если, не дай бог, по дороге случится какое-либо ЧП, а у вас не будет на руках проездного документа, вы никогда в жизни не добьетесь от автоперевозчика возмещения ущерба, оплаты последующего лечения и т.д. Так что, вступая сегодня в сговор с водителем-нарушителем, вы рискуете самим собой. Об этом не стоит забывать…

Елена БЕГУНОВА

begunova@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter