Устал и уснул за рулем: почему некоторые водители такси ставят под угрозу жизнь своих пассажиров

Рискованная партия в шашечки

«Я работаю по 12—14 часов в сутки, сплю мало. Хотелось заработать больше денег для семьи», — объясняет мне, пассажиру, водитель Uber, по вине которого мы попали в аварию. Да, такси нередко выручает, но такой график работы настораживает: могу ли я быть уверена, что благополучно доберусь в следующий раз до пункта назначения? Корреспондент «Рэспублікі» решила разобраться, сколько часов таксист может быть на линии и в чем отличие требований к водителям компании Uber и традиционных служб такси.

Водители такси зачастую перерабатывают и выходят на многочасовые смены каждый день
фото m.1777.ru

Уснул на пару минут

Есть ситуации, когда без такси не обойтись. Так было и в этот раз: когда опаздывала на работу, на помощь пришел Uber. Вежливый водитель, комфортный автомобиль, невысокая цена за поездку — все должно было пойти по плану. Но пошло под откос, когда машину с третьей полосы унесло на первую. На мосту мы на всей скорости врезались в бордюр. Руки водителя больше не держали руль, глаза закрыты. Привести мужчину в чувство не удалось. Я — на заднем сиденье, заложница ситуации, пока машина продолжала вилять из стороны в сторону. Снова удар в ограждение — и автомобиль с разбитым капотом остановился на середине проезжей части. К счастью, обошлось без серьезных травм. Виновник аварии пришел в себя лишь через пару минут. В случившемся винит усталость:

— Мне очень жаль. Это из-за работы по 12—14 часов каждый день. Видимо, заснул на пару минут.

Сам себе контролер

В конкретном случае уснувший водитель — индивидуальный предприниматель, сотрудничающий с Uber. Неужели в компании разрешено находиться за рулем столько времени и как контролируется рабочий график? Разыскала незаинтересованного водителя той же компании и расспросила обо всех рабочих нюансах. Татьяна развозит пассажиров уже более 2 месяцев:

— Стоит понимать, что Uber — это всего лишь платформа, приложение. Устраиваемся мы на работу через фирму-перевозчика. Их в Минске очень много, и каждая предъявляет свои требования. Например, в моем случае был необходим стаж более 3 лет и медицинская комиссия с правом найма на работу. Я езжу на машине компании-перевозчика. Но водителем Uber может быть и индивидуальный предприниматель на собственном авто, который заключает договор с фирмой-перевозчиком. После этого нужно прийти в офис компании Uber: там мне дали посмотреть обучающее видео, рассказали, как принимать заказы, как завершать поездки. Затем регистрируется аккаунт в приложении, туда загружаются документы и фото — можно работать. Перед каждой сменой я приезжаю в офис компании-перевозчика, прохожу медосмотр, а механик проверяет машину. Предприниматели — партнеры Uber должны проходить такой контроль на договорной основе. По поводу графика работы нам не было сказано ничего. В приложении высвечивается, сколько времени ты находился на линии и сколько заработал. Однако нет ограничений по часам, ты сам решаешь, когда тебе пора отдохнуть. Моя машина, к примеру, рассчитана на двоих водителей, и я работаю двое суток через двое. Те, кто ездит на своих машинах, могут заниматься перевозками хоть каждый день. Выгоднее, конечно, работать как можно больше: при выручке менее 400 рублей в неделю (за вычетом 25 процентов, которые сразу идут компании Uber) получаешь 20 процентов, от 400 рублей и более — заработная плата 25 процентов, от 500 и более — 30 процентов, ну и от 600 — 40. Расценки на поездки достаточно низкие, поэтому многие водители перерабатывают и выходят на многочасовые смены каждый день. Сейчас из-за этого высокая текучесть кадров.

Кто в ответе?

Итак, перевозки через сервис Uber — это не такси, а аренда автомобиля с водителем на короткое время. Партнеры — водители-предприниматели с собственными автомобилями и компании-перевозчики (со своим автопарком или же наемными водителями с транспортом) — осуществляют перевозки, имея лицензию на право деятельности в области автомобильного транспорта. В правилах оказания услуг Uber написано, что сама компания не гарантирует безопасность и не несет ответственность за непредвиденные убытки, включая телесные повреждения или материальный ущерб. Так как Uber «не функционирует как транспортная компания», то и не берет на себя страховых обязательств перед пассажирами. Иметь страховку автогражданской ответственности должны белорусские партнеры-перевозчики. И при аварии пострадавший может обратиться за возмещением ущерба в компанию, в которой застрахована ответственность виновника ДТП. 

Сравниваю с работой традиционных служб такси. В «Такси 152» мне пояснили, что страховка гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром есть у каждого водителя и в случае аварии пострадавший может обратиться в их компанию. За соблюдением режима труда и отдыха следят — таксист не должен находиться на линии более 8 часов. А в службе такси «Пятница» уверяют, что их сотрудники работают по путевым листам:

— Максимальная рабочая смена составляет 12 часов работы и 2 часа обеда, что соответствует законодательным нормам и контролируется нами. Все машины находятся в собственности компании, при каждой пересменке проводятся техосмотр, мойка автомобиля. А водитель перед сменой проходит медосмотр. 

Проверено: нарушения есть

Чтобы разобраться в требованиях, предъявляемых к таксистам и водителям Uber, я обратилась к ведущему специалисту управления контроля автомобильного транспорта Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Екатерине Гречиха:

— Все, кто занимается перевозками пассажиров, подчиняются одним и тем же Правилам автомобильных перевозок пассажиров. Сейчас вносятся изменения и дополнения в эти правила. У наших граждан сложилось мнение, что Uber осуществляет перевозки пассажиров. На самом деле Uber — это всего лишь коммерческая транспортная платформа, а транспортную деятельность осуществляют белорусские партнеры-перевозчики. Мы периодически проводим их проверки по вопросу соблюдения законодательства в области автомобильного транспорта. Что касается рабочего графика, то он, конечно, должен быть строго регламентирован. Максимальная смена — 12 часов, включая двухчасовой перерыв. Не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня по 12 часов более двух календарных дней подряд. Автомобильные перевозчики должны отслеживать, сколько времени водитель находится на линии. Также с целью оказания качественных услуг автомобильный перевозчик должен обеспечить соблюдение следующих требований: предрейсовое медицинское обследование водителя перед началом работы, проверка технического состояния транспортного средства перед выездом на линию, прохождение транспортными средствами гостехосмотра раз в полгода. Все они касаются как таксистов, так и партнеров компании Uber. Смена водителя более 12 часов каждый день — это, конечно же, нарушение. При проведении контрольных мероприятий и установлении нарушений законодательства в области автомобильного транспорта работники Транспортной инспекции привлекают виновных лиц к ответственности. 

В Транспортной инспекции также привели статистику выявленных нарушений в работе такси: за прошлый год их было 1342. Чаще всего автомобиль-такси был оформлен с нарушениями (295): у водителя отсутствовали необходимые документы (219) и пассажиров везли с выключенным таксометром (103). 

Компетентно

Руслан Тагиров, инспектор отдела по агитации и пропаганде минской Госавтоинспекции: 

— В Минске в прошлом году произошло 19 ДТП с пострадавшими с участием такси (включая Uber). По вине водителей — 11. В текущем году пока что случилось 2 аварии. 

matuzova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter