Риски и возможности

Каким будет мир в ближайшие десять лет?

Каким будет мир в ближайшие десять лет?

На следующей неделе в швейцарском курортном городе Давос состоится ежегодная встреча мировых политических лидеров, ученых и представителей деловых элит. Главной темой дебатов провозглашен «Устойчивый динамизм». Для нынешней цивилизации более чем актуальная проблематика, о чем свидетельствует и очередной доклад Всемирного экономического форума из серии Global Risks («Глобальные риски»).

Миру угрожает все больше опасностей, считают авторы отчета. В первую очередь потому, что на планете все чаще происходят аномальные погодные явления, климат меняется, а люди обращают на это все меньше внимания, так как поглощены борьбой с последствиями финансового кризиса. Однако два шторма – экологический и экономический – могут объединиться, и это грозит труднопреодолимыми последствиями, полагают эксперты.

В отчете определены два наиболее серьезных глобальных риска: значительное неравенство в доходах и хронический финансовый дисбаланс, то есть долг, который государства не в состоянии покрыть. На третье место эксперты ставят так называемый парниковый эффект, связывая с ним такие природные катастрофы, как ураган «Сэнди» или недавние наводнения в Китае. Размер экономического ущерба от природных катаклизмов в мире за прошлый год составил 160 миллиардов долларов. В результате природных катастроф на планете погибли около 9,5 тысячи человек. И хотя глобальные убытки от природных катаклизмов в прошлом году оказались существенно ниже, чем в предыдущем, задуматься есть о чем. По мнению экспертов, политики слишком заняты решением социально-экономических проблем и недооценивают угрозу экологических и природных катастроф. Между тем устойчивость планеты находится под угрозой из-за роста мировых температур и экстремальных погодных явлений, которые, по-видимому, будут происходить все чаще и чаще.

Кроме того, в докладе анализируются области рисков, сгруппированные в разделах “Здравоохранение и излишняя самоуверенность человечества” и “Цифровые пожары”. В частности, эксперты отмечают, что значительные успехи в здравоохранении привели к опасному состоянию самоуспокоенности, в то время как на самом деле сопротивляемость вирусов антибиотикам растет, а тесные связи между различными уголками мира позволяют легко распространяться пандемическим заболеваниям. Под “цифровыми пожарами” авторы доклада понимают риск использования интернета и современных цифровых коммуникаций для “вирусного” распространения информации, которой намеренно или непреднамеренно придан провокационный или лживый характер. Авторы приводят в пример 1938 год, когда множество американцев перепутали радиопостановку романа Герберта Уэллса “Война миров” с официальными новостями и впали в панику, полагая, что США стали жертвой вторжения марсиан. Если нечто подобное повторится в эпоху интернета, социальных сетей и мобильных гаджетов, последствия могут оказаться куда более серьезными.

Впрочем, если говорить о серьезности последствий, то наиболее значимым риском видится все же системный финансовый кризис. Вторая половина 2012 года стала периодом относительного успокоения европейских долговых проблем. Но в Европе все равно продолжается рецессия. И новое обострение кризиса, судя по всему, придется на Испанию, где особые опасения вызывают позиции банков и массовая безработица.

Одним из главных героев европейской драмы в наступившем году может стать Франция. Инвесторы не в состоянии бесконечно долго игнорировать накопившиеся проблемы. В их числе – стагнация в экономике, негативный демографический тренд, рост числа банкротств, упорно высокий дефицит госбюджета, высочайшие расходы на социальное обеспечение (более 50% ВВП), устойчиво снижающаяся конкурентоспособность французских компаний. Этот взрывоопасный «коктейль» дополняет наступательный настрой президента-социалиста Франсуа Олланда по отношению к крупному бизнесу.

Одновременно притормозили три крупнейшие экономики мира – Китай, Индия и Япония. Причина – дорогие нефть и газ.

Рынкам придется обратить внимание и на выборы в Германии. От того, какую поддержку на них получит действующий канцлер Ангела Меркель, зависит дальнейшая политика страны.

Можно предположить, что в этом году будут неизбежно возникать ситуации, когда ошибки в политических решениях могут приводить к немедленному падению финансовых рынков, резюмирует эксперт. Все риски для этого накоплены. По прогнозу МВФ, суверенный долг еврозоны достигнет в 2013 году 95% ВВП. Вырастет и долг правительства США – до 112% ВВП. Все это темы для спекуляций, обвалов на финансовых рынках.

Добавьте к этому эскалацию конфликтов на Ближнем Востоке. Похоже, что и в нынешнем году этот традиционно неспокойный регион будет оставаться джокером для всей глобальной экономики. Аналитики не берутся делать осмысленных прогнозов. В самом деле, кто в состоянии просчитать возможные последствия, например, коллапса существующего режима в Сирии? Или к чему приведет вмешательство третьих сторон в сирийский конфликт, скажем, Ирана или Турции? Как будет развиваться ситуация в Египте при новой Конституции? Рискнет ли Запад начать военные действия против Ирана? Вопросов предостаточно, и, к сожалению, политические риски слабо прогнозируемы, а вот экономические последствия могут быть огромными. Прежде всего для цен на энергоресурсы.

– В связи с этим еще большую значимость обретает тема модернизации белорусской экономики, ее перевод на инновационные рельсы, диверсификация экспортных поставок, закрепление на новых рынках и, конечно же, дальнейшее развитие интеграции на постсоветском пространстве, – комментирует ситуацию член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам Михаил Саванович. – Эффективно противостоять любым внешним угрозам и вызовам получится только сообща, имея устойчивую конкурентоспособную экономику.

При этом принципиально важно, что Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику. В результате, например, доля Европейского союза в белорусском экспорте в минувшем году возросла почти до 40 процентов, и это несмотря на ряд ограничительных мер ЕС в политической сфере. Без сомнения, возрастающее значение в наших внешнеэкономических приоритетах будет иметь азиатское направление.

Помимо взаимодействия с основным торгово-экономическим партнером Беларуси в азиатском регионе – Китаем – продолжена работа по закреплению присутствия белорусской продукции на таких традиционных рынках, как Индия и Вьетнам, а также по выходу на новые рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Готовятся к подписанию контракты на поставки на индонезийский рынок продукции МТЗ, МАЗа и других белорусских предприятий.

В текущем году Беларусь будет председательствовать в СНГ с намерением активизировать экономическую и политическую кооперацию государств – участников Содружества. По словам Президента Александра Лукашенко, «если мы реализуем цели, намеченные ЕЭП, то сможем перейти к созданию Евразийского союза». Белорусский лидер справедливо указывает, что успех ЕЭП важен не только для экономики трех стран. Этот проект может стать притягательным для других, в том числе для Украины, оказавшейся на распутье между единым таможенным пространством Беларуси, России, Казахстана и интеграцией в ЕС. Окончательный выбор Киеву придется сделать, скорее всего, уже в этом, максимум в следующем году.

Евразийский союз направлен не против кого-то или чего-то. Он видится как неотъемлемая часть общеевропейской интеграции. Отсюда исходит предложение «тройки» о взаимодействии с Евросоюзом, которое привело бы к созданию общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter