Риски двух накопительных уровней невелики

В Беларуси удалось добиться последовательного роста и своевременности пенсионных выплат, отметил глава государства. Однако демографическая проблема все настойчивее напоминает о себе: рабочих рук становится меньше, пенсионеров — больше. Поэтому пенсионная тема рано или поздно встанет перед обществом, и продумать пути ее решения нужно уже сегодня.

ВОПРОСЫ пенсионного обеспечения поднял Президент во время ежегодного Послания белорусскому народу и Национальному собранию.

В Беларуси удалось добиться последовательного роста и своевременности пенсионных выплат, отметил глава государства. Однако демографическая проблема все настойчивее напоминает о себе: рабочих рук становится меньше, пенсионеров — больше. Поэтому пенсионная тема рано или поздно встанет перед обществом, и продумать пути ее решения нужно уже сегодня.

Президент видит решение в трех основных моментах: заинтересованности пожилых людей в работе после достижения пенсионного возраста, дифференцированности размеров пенсий в зависимости от заработной платы и развитии добровольного пенсионного страхования.

Пожалуй, более подходящую схему найти сложно, особенно для нашей страны. Пока в Беларуси на каждого получателя пенсий приходится примерно двое работающих. Но прогнозы неутешительны: уже в обозримом будущем эта пропорция будет выглядеть как «один к одному». И тем лучше, что некоторые шаги в направлениях, о которых говорил глава государства, уже делаются.

Например, работа после 55 лет для женщин и после 60 для мужчин приветствуется на государственном уровне. Если при этом человек на время трудовых отношений отказывается от получения пенсии, у него есть возможность повлиять на ее размер в будущем. Эту меру регламентирует Указ Президента № 36, который действует с 1 октября 2012 года.

Необходимость дифференцировать пенсии тоже назрела давно. Сегодня, к сожалению, ни заработная плата, ни количество лет трудового стажа на размер пенсии особенно не влияют. А как же по труду и оплата?

Дифференциация пенсий напрямую связана еще с одним моментом, о котором говорил Президент, — развитием обязательного и добровольного пенсионного страхования. Кстати, первое уже на протяжении нескольких лет действует — но только лишь в части профессионального пенсионного страхования для работников, занятых на вредных производствах.

Многие специалисты уверены, что подобное страхование, когда наниматель ежемесячно делает отчисления в пенсионный фонд на имя каждого работника, может не только позволить получить человеку прибавку к основной пенсии. Но и она будет зависеть от сумм взносов и времени, на протяжении которого они выплачивались, то есть от размера зарплаты и стажа работы. При этом механизм расчетов, благодаря действию персонифицированного учета, упрощается.

Помимо второго уровня пенсионной системы — обязательных отчислений пенсионного страхования, существует еще и третий — отчисления добровольные, когда работник сам решает накопить на старость благодаря помощи специальных пенсионных фондов. Эти два накопительных уровня, естественно, имеют свои недостатки в виде финансовых рисков, связанных с возможностью потери части накопленных средств из-за колебания курсов и прочих рыночных неожиданностей. Но имеют и существенные плюсы — «привязка» такой пенсии к уровню зарплаты и стажу работы. К тому же риски этих двух уровней всегда могут нивелироваться благодаря первому, распределительному уровню, который всегда остается основным, как гарантия социально ориентированного государства.

Говоря о достойной старости, не стоит забывать и еще один момент. Уровень пенсионного обеспечения зависит в основном от общего уровня экономики страны. Так что рост ВВП, начисление «белых» зарплат без конвертов и работа по трудовой книжке с отчислением всех необходимых налогов — это то, что под силу сделать нам уже сегодня.

Юлия БОЛЬШАКОВА, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter