Минспорта и туризма в проекте Закона «О туризме» предлагает три варианта финансовой защиты туристов

Риск — натура уходящая

Работа над проектом обновленного Закона «О туризме» кипит. В конце апреля намечено проведение общественно-консультативного совета при Минспорта и туризма, где внесут последние корректировки. После этого документ отправится на согласование госорганам. Пожалуй, самый острый вопрос: каким образом собираются защищать туристов от чрезвычайных ситуаций на рынке? Ответить на него попытался заместитель директора Департамента по туризму Минспорта и туризма Виталий Грицевич во время  «круглого стола», который прошел на специализированной турвыставке. 

Турагент должен рассказать туристу все нюансы пребывания в стране отдыха.
medaboutme.ru

Эхо «Натали Турс»

Приятная новость для туристов, пострадавших в истории с «Натали Турс»: на позапрошлой неделе ликвидатор этой компании в Минске выиграл российский суд. Ранее он собрал документы от всех пострадавших агентств и представлял их общие интересы. После решения суда ликвидатор сможет обратиться в компанию «Ингосстрах» к страховщику связанных с «Натали Турс» компаний и истребовать компенсацию, пояснил «Р» Виталий Грицевич. Правда, по словам специалиста, рассчитывать на большую сумму не приходится: 

— Россияне, если не ошибаюсь, могут получить около 12 процентов от необходимой суммы, наши, думаю, смогут получить примерно столько же. Больше вряд ли. Эти деньги затем распределят пропорционально между агентствами. По-хорошему, этого суда вообще не должно было быть, ведь с декабря 2019 года мы должны прийти к единому рынку туруслуг между нашей страной, Россией и Казахстаном. Но, к сожалению, компании, которые страховали ООО «Панорама Тур» — основное юрлицо «Натали Турс», были не согласны с тем, чтобы на компенсацию рассчитывали и наши граждане. Пришлось действовать через суд. 

Три для одного

Итак, сейчас предлагается несколько вариантов финзащиты граждан. Это страхование ответственности туроператора, наличие у него банковских или иных финансовых гарантий и создание фонда материальной ответственности компании. На данный момент все три варианта — в проекте изменений и дополнений в закон. 

Почему так? С одной стороны, поясняет Виталий Грицевич, хотелось бы предоставить свободу выбора организациям. Например, пойти в страховую. Или взять банковскую гарантию. Или вступить в ассоциацию, которая формирует фонд коллективной ответственности, и в случае возникновения ситуации с одним из членов этот фонд закрывает проблему.

— Везде есть свои плюсы и минусы. Самый легкий вариант для потребителя — первый. Потому что он максимально быстро и полностью может получить потерянные деньги. Но страховые компании пока не готовы предоставить соответствующие продукты. Поэтому предлагаем и другие варианты, — добавил представитель Минспорта и туризма. 

Правда, похоже, что еще одна задумка — с банковскими или иными фингарантиями — тоже зависла, как и первая. Наиболее перспективный, судя по всему, вариант — третий, через фонды ассоциаций, куда могут войти не только туроператоры, но и другие, кто занят в сфере гостеприимства. Причем вступать в организации, как и делать членские взносы, все должны добровольно. Правда, основная ставка — именно на туроператоров, поскольку они несут большие риски в плане работы с клиентами. По идее, такой фонд может существовать при Республиканском союзе туриндустрии (РСТИ) или Республиканском союзе туристских организаций (РСТО). Примечательно, что для фирм, специализирующихся на въездном и внутреннем туризме, какие-либо финансовые гарантии на случай банкротства вводить не планируют. 

— Чем третий вариант с нашей стороны хорош? Из всех предложенных он, наверное, самый дешевый для туроператоров, не вымывает «оборотку». Правда, одним из его минусов видится возможная тяжеловесность: в случае возникновения ЧС, насколько быстро сможет этот фонд заработать? — задается вопросом Виталий Грицевич.

Есть еще идеи

Что заметили активные участники обсуждения? Одна из ранее звучавших идей РСТО — обязать каждого туриста страховать свой тур — не прошла. За бортом осталась пока и идея так называемого вмененного страхования каждого турдоговора. В таком случае все расходы берут на себя туроператоры, выгодополучателем будет турист. Страховая сумма устанавливается в пределах стоимости туруслуг по каждому договору. Страховым случаем является неисполнение или ненадлежащее исполнение компанией своих обязательств, повлекшее расходы туриста. 

— Мы готовы рассмотреть такой вариант, это предложение есть у нас. Но ни четкого механизма, ни расшифровки его работы не поступило, — прокомментировал Виталий Грицевич. 

В свою очередь РСТО предложил организовать встречу, на которой представители союза смогли бы пояснить свою позицию. 

КОММЕНТАРИЙ  В  ТЕМУ

Игорь Чернозипунников, директор туркомпании: 

— Надо разобраться, кто такой иностранный туроператор, а кто свой. Если, условно, половину суммы, которую мы собрали с белорусских туристов, мы отправляем в Турцию или Украину за размещение, то это местный. Если эти деньги сперва концентрируются, скажем, в Москве — иностранный. Отсюда должны формироваться и подходы, ведь у нас проблемы с теми, кто забирает деньги с нашего рынка. И не нужны никакие виды страхования.

ШТРИХИ  К  ВОПРОСУ

Какие еще концептуальные изменения предлагаются в проекте Закона «О туризме»?

• Отвечать пропорционально доле участия

Например, размер ответственности тур­агента должен быть равен его комиссионному вознаграждению, а не полной стоимости тура. То есть в размере 3—6 процентов — столько сегодня в среднем «перепадает» турагентам. Другое дело, если он свои обязательства выполнил некачественно, тогда степень ответственности будет другой. Чтобы все работали четко, необходимо правильное информирование: туроператор должен четко донести сведения о том турпродукте, который будет реализовывать турагент. Тот, в свою очередь, должен рассказать туристу все нюансы пребывания в стране отдыха. Тогда, как ожидается, число жалоб от туристов сократится до минимума. 

• Турреестру больше уважения

Одним из возможных механизмов регулирования качества туруслуг в будущем должен стать турреестр. Пока он носит справочный характер. Там значится 1123 туркомпании, хотя, по данным статистики на начало года, их без малого 1,5 тысячи. Значит, четверть игроков не спешит официально заявить о себе. Понятное дело, Минспорта и туризма хочет владеть полной информацией. Поэтому предлагает сделать подачу сведений в реестр обязательной. А также предусмотреть возможность и основания для исключения. Например, в случае несоблюдения сроков подачи сведений о своей фирме. Или в случае подачи неправильных сведений, при систематическом нарушении условий работы и несоблюдении обязательств перед клиентами. 

• Случайных людей быть не должно

На «круглом столе» предложили прописать требования к руководству турфирм и к знаниям сотрудников. Ведь у многих нынешних директоров нет ни профильного образования, ни опыта работы в сфере, а у самой компании порой нет даже офиса. 

Сертификацию для туркомпаний предлагается сделать обязательной. Причем для туроператоров требования будут пожестче. В свою очередь игроки рынка предложили пересмотреть правила ее прохождения. Мол, это слишком трудоемкий процесс, а многие требования — из ГОСТов и стандартов прошлого века. Не мешало бы, по мнению представителей туркомпаний, сократить и частоту прохождения сертификации — не каждый год, а раз в пять лет. 

• От общего к частному

Минспорта и туризма хочет ввести классификацию видов туризма, чтобы статистика давала больше информации об интересах туристов.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter