Конкуренция на рынке обостряется

Риск для пользы дела

Тема складских запасов — неновая...

На каждый товар найдется купец. Главное — соблюсти ряд условий: грамотно упаковать, предлагать тому, кто в нем нуждается, а еще обязательно учитывать интересы покупателя. Но так бывает не всегда. И тогда начинаются проблемы. Хромает сбыт — страдает предприятие. Не развивается производство, работники не получают достойную зарплату... Деньги, омертвленные в невостребованном товаре, обесцениваются.

Тема складских запасов — неновая. Однако особенно остро она прозвучала в конце первого полугодия. Сухая статистика свидетельствовала о затоваренности предприятий собственной продукцией. Печальное лидерство удерживали машиностроительные заводы. Тракторы, комбайны, кормоуборочные агрегаты не находили сбыта, переполняя площадки предприятий и дилерских компаний. В июне на совещании по развитию промышленного комплекса Президент потребовал от Правительства кардинальных мер по ликвидации складских запасов. Определена конкретная цель — к Новому году запасы продукции не должны превышать нормативные значения.


Остается два месяца. Как решает задачу, к примеру, один из лидеров сельскохозяйственного машиностроения — производственное объединение «Гомсельмаш»? Высокотехнологичное производство, дорогостоящая продукция. Комбайны предприятия не только успешно зарекомендовали себя на наших полях, о них положительно отзываются покупатели из России, Украины, Казахстана. Тем не менее сбыт хромает на обе ноги. В начале лета продукции скопилось более чем на 1,3 миллиарда рублей. А это — 177 процентов к среднемесячному объему производства. С июля норматив — 150 процентов. Неконкурентоспособная продукция или плохо ищем покупателей?


Почти пять месяцев этим вопросом вплотную занимается Комитет госконтроля. Вместе с руководством предприятия анализирует ситуацию, ищет новые возможности. Конкретные поручения Председателя КГК по решению складской проблемы уже дали результат. К началу октября соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства ПО «Гомсельмаш» снизилось до 129 процентов. Но контролеры полагают, что резервы увеличения продаж далеко не исчерпаны. Пока не в полной мере используется такая, например, возможность, как продажа техники в лизинг. Для не слишком богатых покупателей это, безусловно, привлекательный механизм: оплата за товар при не слишком заметном его удорожании растягивается на несколько лет. Но вот парадокс: из прорабатываемых к заключению договоров с российскими покупателями на поставку 300 единиц техники до логического завершения дошли... чуть более 20. Заместитель генерального директора по ВЭД ОАО «Промагролизинг» Александр Цыбулько такой «коэффициент эффективности» объясняет высокими рисками. У большинства интересующихся лизингом покупателей — неустойчивое финансовое положение: сегодня он заплатит, а через год фирма ликвидируется. Ищи тогда ветра в поле... Задача ведь не только сбыть товар, но и вернуть за него деньги. С другой стороны, почему бы «Промагролизингу» не предусмотреть обратный выкуп техники, если партнер перестал платить? Сегодня же лизинговая компания, изучив финансовое положение потенциальных клиентов, отвергает до 80 процентов возможных договоров. 20 процентов оставшихся проходят через сито страховщиков. В итоге из 100 заявок контрактами становятся 4...


Хотя и неспециалисту понятно: конкуренция на рынке обостряется, и каждый потенциальный покупатель ценен. Неразумный риск, конечно, неоправдан. Но и излишняя перестраховка — тормоз для дела. Впрочем, возможно, ситуация скоро поменяется. На рынке услуг появился еще один лизинговый международный оператор — АСБ «Лизинг». Здоровая конкуренция расставит все по местам. Такой вывод можно сделать хотя бы по такому факту: за полгода в лизинг реализовано техники на 15,5 миллиона долларов. На четверть больше, чем год назад. А к началу осени объем прошлого года по сумме сделок перекрыт в полтора раза.


Еще один резерв госконтроль видит в более активном страховании экспортных рисков. Прибавится таких договоров — у предприятий появится больше клиентов. Будучи застрахованными от возможных неприятностей, заводы станут смелее предлагать товар на внешнем рынке. Пока же предприятие «Белэксимгарант», специально созданное для страхования экспорта и продвижения товара на зарубежные рынки, осторожно подходит к поиску новых партнеров–экспортеров, предпочитая наработанные контракты. Как показали проверки КГК, в общем портфеле услуг предприятия страховые риски в 2012 году занимали всего 18 процентов. В этом году — 28. Притом что в стране 8.000 экспортеров, «Белэксимгарант» ежегодно страхует не более чем 100 из них. Даже если предположить, что половина из них работает по предоплате и в подобной услуге не нуждается, все равно это капля в море. Генеральный директор страховой компании Геннадий Мицкевич объясняет это отчасти нежеланием руководителей предприятий нести дополнительные расходы, а также нерасторопностью маркетинговых служб. Из 207 предприятий, получивших в текущем году предложения по экспортному страхованию, 143, или 70 процентов, вообще не отреагировали на письма «Белэксимгаранта». Но и перестраховка, простите за каламбур, самой страховой компании налицо. Такой факт. С 2007 года она застраховала риски предприятий по экспортным контрактам на 2 миллиарда долларов США. При этом страховые выплаты составили немногим более 13 миллионов долларов. Да, скрупулезный подбор партнеров — это важно. Но без расширения покупательского круга предприятиям не удержаться на рынке...


Ежегодно страхованием экспортных рисков решают воспользоваться от 20 до 50 новых клиентов. За 9 месяцев 2013 года экспортные контракты и кредиты застрахованы на 700 миллионов долларов — вдвое больше, чем год назад. Тенденция положительная. Кстати, эта сумма могла быть и большей, но некоторых клиентов пугает бюрократизм процедуры. Страховщики требуют объемный пакет документов. Подготовка его, рассмотрение — дело не одного дня. Тянется время — срываются контракты. С другой стороны, если страховать экспортный контракт, не владея информацией о покупателе, можно нарваться на мошенничество. Случалось, что наши предприятия так и не дождались выручки за поставленный товар... Тем не менее, по словам Геннадия Мицкевича, страховщики идут навстречу предприятиям. К примеру, сроки рассмотрения документов сокращены с 15 дней до 10.


Достаточно ли сегодня этих мер? Точно ответить на этот вопрос можно будет в конце декабря, вооружившись статистикой складских запасов.


Советская Белоруссия №209 (24346). Вторник, 5 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter