Рифы единого экономического пространства

Создание таможенного союза позволит решить многие проблемы союзного строительства Беларусь и Россия прошли примерно половину пути к созданию единого экономического пространства. Сколько времени займет завершение его формирования? Что мешает? На эти и другие вопросы попытались ответить в ходе недавней встречи с журналистами заместитель начальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного комитета Союзного государства Андрей Сотников и начальник отдела торговли, таможенного дела и регионального сотрудничества этого же департамента Светлана Молева

Три “кита” ЕЭП
Создание единого экономического пространства — цель чрезвычайно сложная, несмотря на то, что Беларусь и Россия близки друг другу, как никакие другие страны мира. Однако, заметил Андрей Сотников, даже в рамках одной России эта задача выполняется с трудом: велики различия в экономическом потенциале отдельных регионов. А в Союзном государстве данную проблему решать еще сложнее.
Формирование единого экономического пространства состоит из трех этапов: создание режима свободной торговли, образование общей таможенной зоны и введение единой валюты. Первый этап наши государства успешно преодолели: создано единое торговое пространство, где у сторон нет преимуществ друг перед другом. По мнению Андрея Сотникова, сейчас если административно не мешать взаимной торговле, то она будет развиваться сама и очень активно. Подтверждением тому служит рекордный показатель товарооборота в первом полугодии нынешнего года, который превысил 9 миллиардов долларов США. А известный спад в белорусско-российской торговле в 2005 году произошел именно “благодаря” административному вмешательству — не до конца продуманным действиям по изменению системы взимания налогов при поставках товаров.
Намного сложнее обстоит дело с созданием таможенного союза, который подразумевает образование общего таможенного пояса, позволяющего вместе обороняться от конкурентов и защищать внутренний рынок. Казалось бы, нужное и простое дело, но на практике все выглядит иначе. Чтобы было понятно, в качестве примера Андрей Сотников привел два “стратегических” товара — бананы и топливно-энергетические ресурсы. Бананы не растут ни в Беларуси, ни в России, поэтому по ним споров не возникает, оба государства хотят получать их дешевле, поэтому никаких пошлин не вводят. С продукцией ТЭК все по-другому. Россия, обладающая большими природными ресурсами, заинтересована в защите своего рынка и своих производителей. Беларуси же, наоборот, различные ограничительные пошлины не нужны.
Таможенный союз — очень привлекательное и эффективное образование, к нему стремятся многие интеграционные структуры в мире. Однако до сих пор в полной мере эту цель удалось реализовать лишь Евросоюзу. По словам Андрея Сотникова, европейцы формировали свой единый таможенный тариф свыше 10 лет, и Беларуси и России понадобится для этого времени не меньше.
Безусловно, у Союзного государства и Евросоюза совершенно иные стартовые позиции. Еще со времен СССР у Беларуси и России сохранилась высокая взаимодополняемость экономик. Это, конечно же, плюс. Минусом же, по мнению Андрея Сотникова, являются различия в механизмах управления экономиками: в России они больше рыночные, в Беларуси — в немалой степени административные, что, впрочем, по признанию представителя Постоянного комитета, не мешает Беларуси по ряду позиций иметь более высокие экономические показатели, чем России.
Что же касается третьего этапа — введения единой валюты, то, по убеждению Андрея Сотникова, к его осуществлению можно будет приступать только после создания таможенного союза. Поэтому, считает он, все разговоры о сроках перехода на общую денежную единицу пока преждевременны.
Нам “грозит” ВТО
Помимо внутренних сложностей у еще не родившегося таможенного союза Беларуси и России появилась внешняя “угроза”. Именно так рассматривают в Постоянном комитете вступление во Всемирную торговую организацию двух стран по отдельности.
“Вопрос о том, как вступить в ВТО и сохранить при этом единое таможенное пространство в рамках белорусско-российской интеграции, в настоящее время является ключевым, — сказал Андрей Сотников. — Вступление в ВТО — это присоединение к определенным правилам игры”.
В частности, он выразил серьезное сомнение в том, что при самостоятельном вступлении в ВТО Беларусь и Россия смогут сохранить нынешние преференции друг другу. Существует реальная опасность того, что обязательства, принятые перед ВТО одним государством, будут неприемлемы для другого.
Пока же белорусская и российская стороны самым тщательным образом информируют друг друга о ходе переговоров по вступлению в ВТО и координируют свои действия. Впрочем, и при присоединении к ВТО в разное время у наших стран остается возможность для продолжения интеграции: те же государства Евросоюза, вступавшие во Всемирную торговую организацию по отдельности, в конце концов сумели договориться.
Кстати, как сообщил Андрей Сотников, до настоящего времени не проводились серьезные экономические исследования на предмет того, каким образом согласуется формирование таможенного союза в рамках Союзного государства с требованиями ВТО и какие плюсы и минусы для белорусско-российской интеграции принесет присоединение двух стран к этой организации. Так что у ученых-экономистов еще есть шанс сказать свое веское слово.
Раз союз, два союз...
Не успело еще до конца оформиться общее таможенное пространство в рамках Союзного государства, а политики уже заговорили о создании нового таможенного союза: на этот раз на основе ЕврАзЭС, а точнее — с участием все тех же Беларуси и России, а также Казахстана. На первый взгляд кажется, что подобный шаг увеличивает риски для белорусско-российской интеграции. Однако в Постоянном комитете такую точку зрения не разделяют.
Как полагает Андрей Сотников, Союзное государство является ключом к формированию всех интеграционных образований на пространстве СНГ. “Если не будет продвижения в белорусско-российской интеграции, не будет продвижения ни в каком другом интеграционном объединении, — считает он. — Союзное государство — это лакмусовая бумажка для всех остальных”. Поэтому таможенный союз в рамках ЕврАзЭC может быть сформирован только на основе Союзного государства, убежден специалист.
Шаги назад?
В ходе этой встречи я задал Андрею Сотникову вопрос в связи с участившимися, на мой взгляд, в последнее время взаимными претензиями Беларуси и России по поводу поставок тех или иных товаров. Достаточно вспомнить ушедшие в прошлое трудности с ввозом российского пива в Беларусь или до сих пор не разрешенную ситуацию с поставками белорусского сахара. А на днях министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев высказался за необходимость разобраться с поставками белорусского продовольствия.
Тревожит ли такая тенденция Постоянный комитет? Безусловно, тревожит: ведь этих конфликтов, по большому счету, уже не должно быть, поскольку они относятся к первому этапу создания единого экономического пространства — зоне свободной торговли. Однако и драматизировать ситуацию союзные чиновники не склонны. Как считает Андрей Сотников, за этими конфликтами стоят интересы отдельных экономических группировок, товаропроизводителей. А рост числа подобных споров специалист связывает с более пристальным вниманием Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию, которая действует при Совете Министров Союзного государства. Основная задача этого органа — выявление ограничений в режиме свободной торговли и их ликвидация. И большинство конфликтов комиссии удается успешно разрешать.
Андрей Сотников убежден, что уже настала пора перестать предъявлять друг другу взаимные претензии. И именно создание полноценного таможенного союза позволит снять все эти не красящие Союзное государство споры, в том числе, возможно, и по ценам на энергоносители.
Таможенники действуют
А вот примером слаженности работы в условиях еще не созданного таможенного союза могут служить таможенники двух стран. Действенным органом является коллегия Таможенного комитета Союзного государства, решения которой способствуют обеспечению бесперебойного перемещения товаров, транспортных средств и физических лиц через внешнюю границу Союзного государства.
Как сообщила на встрече журналистам начальник отдела торговли, таможенного дела и регионального сотрудничества Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного комитета Светлана Молева, на ближайшее заседание союзного правительства планируется внести новую программу по обустройству расположенных на территории Беларуси таможенных пунктов.
Реализация предыдущей аналогичной программы позволила ввести в эксплуатацию на белорусской территории четыре пункта таможенного пропуска — “Каменный Лог”, “Варшавский мост”, “Козловичи” и “Новая Гута”. Они созданы в соответствии со всеми современными требованиями, улучшено их техническое оснащение, что, в свою очередь, позволило расширить формы и методы таможенного и пограничного контроля за перемещением через границу товаров и транспортных средств.
В рамках новой союзной программы планируется продолжить строительство и модернизацию пунктов пропуска “Брузги”, “Берестовица”, “Мокраны” и “Новая Рудня”.
По словам Светланы Молевой, в настоящее время завершается также разработка новой союзной программы, направленной на завершение формирования единой информационной системы таможенных служб Беларуси и России. Она позволит белорусским и российским таможенным органам, независимо от расстояний и в режиме реального времени, обмениваться всей необходимой информацией.
В 2003 — начале 2006 года была реализована союзная программа, позволившая создать первую очередь единой автоматизированной системы Таможенного комитета Союзного государства. Проведено также соответствующее обучение специалистов таможенных органов двух стран.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter