Три “кита” ЕЭП
Создание единого экономического пространства — цель чрезвычайно сложная, несмотря на то, что Беларусь и Россия близки друг другу, как никакие другие страны мира. Однако, заметил Андрей Сотников, даже в рамках одной России эта задача выполняется с трудом: велики различия в экономическом потенциале отдельных регионов. А в Союзном государстве данную проблему решать еще сложнее.
Формирование единого экономического пространства состоит из трех этапов: создание режима свободной торговли, образование общей таможенной зоны и введение единой валюты. Первый этап наши государства успешно преодолели: создано единое торговое пространство, где у сторон нет преимуществ друг перед другом. По мнению Андрея Сотникова, сейчас если административно не мешать взаимной торговле, то она будет развиваться сама и очень активно. Подтверждением тому служит рекордный показатель товарооборота в первом полугодии нынешнего года, который превысил 9 миллиардов долларов США. А известный спад в белорусско-российской торговле в 2005 году произошел именно “благодаря” административному вмешательству — не до конца продуманным действиям по изменению системы взимания налогов при поставках товаров.
Намного сложнее обстоит дело с созданием таможенного союза, который подразумевает образование общего таможенного пояса, позволяющего вместе обороняться от конкурентов и защищать внутренний рынок. Казалось бы, нужное и простое дело, но на практике все выглядит иначе. Чтобы было понятно, в качестве примера Андрей Сотников привел два “стратегических” товара — бананы и топливно-энергетические ресурсы. Бананы не растут ни в Беларуси, ни в России, поэтому по ним споров не возникает, оба государства хотят получать их дешевле, поэтому никаких пошлин не вводят. С продукцией ТЭК все по-другому. Россия, обладающая большими природными ресурсами, заинтересована в защите своего рынка и своих производителей. Беларуси же, наоборот, различные ограничительные пошлины не нужны.
Таможенный союз — очень привлекательное и эффективное образование, к нему стремятся многие интеграционные структуры в мире. Однако до сих пор в полной мере эту цель удалось реализовать лишь Евросоюзу. По словам Андрея Сотникова, европейцы формировали свой единый таможенный тариф свыше 10 лет, и Беларуси и России понадобится для этого времени не меньше.
Безусловно, у Союзного государства и Евросоюза совершенно иные стартовые позиции. Еще со времен СССР у Беларуси и России сохранилась высокая взаимодополняемость экономик. Это, конечно же, плюс. Минусом же, по мнению Андрея Сотникова, являются различия в механизмах управления экономиками: в России они больше рыночные, в Беларуси — в немалой степени административные, что, впрочем, по признанию представителя Постоянного комитета, не мешает Беларуси по ряду позиций иметь более высокие экономические показатели, чем России.
Что же касается третьего этапа — введения единой валюты, то, по убеждению Андрея Сотникова, к его осуществлению можно будет приступать только после создания таможенного союза. Поэтому, считает он, все разговоры о сроках перехода на общую денежную единицу пока преждевременны.
Нам “грозит” ВТО
Помимо внутренних сложностей у еще не родившегося таможенного союза Беларуси и России появилась внешняя “угроза”. Именно так рассматривают в Постоянном комитете вступление во Всемирную торговую организацию двух стран по отдельности.
“Вопрос о том, как вступить в ВТО и сохранить при этом единое таможенное пространство в рамках белорусско-российской интеграции, в настоящее время является ключевым, — сказал Андрей Сотников. — Вступление в ВТО — это присоединение к определенным правилам игры”.
В частности, он выразил серьезное сомнение в том, что при самостоятельном вступлении в ВТО Беларусь и Россия смогут сохранить нынешние преференции друг другу. Существует реальная опасность того, что обязательства, принятые перед ВТО одним государством, будут неприемлемы для другого.
Пока же белорусская и российская стороны самым тщательным образом информируют друг друга о ходе переговоров по вступлению в ВТО и координируют свои действия. Впрочем, и при присоединении к ВТО в разное время у наших стран остается возможность для продолжения интеграции: те же государства Евросоюза, вступавшие во Всемирную торговую организацию по отдельности, в конце концов сумели договориться.
Кстати, как сообщил Андрей Сотников, до настоящего времени не проводились серьезные экономические исследования на предмет того, каким образом согласуется формирование таможенного союза в рамках Союзного государства с требованиями ВТО и какие плюсы и минусы для белорусско-российской интеграции принесет присоединение двух стран к этой организации. Так что у ученых-экономистов еще есть шанс сказать свое веское слово.
Раз союз, два союз...
Не успело еще до конца оформиться общее таможенное пространство в рамках Союзного государства, а политики уже заговорили о создании нового таможенного союза: на этот раз на основе ЕврАзЭС, а точнее — с участием все тех же Беларуси и России, а также Казахстана. На первый взгляд кажется, что подобный шаг увеличивает риски для белорусско-российской интеграции. Однако в Постоянном комитете такую точку зрения не разделяют.
Как полагает Андрей Сотников, Союзное государство является ключом к формированию всех интеграционных образований на пространстве СНГ. “Если не будет продвижения в белорусско-российской интеграции, не будет продвижения ни в каком другом интеграционном объединении, — считает он. — Союзное государство — это лакмусовая бумажка для всех остальных”. Поэтому таможенный союз в рамках ЕврАзЭC может быть сформирован только на основе Союзного государства, убежден специалист.
Шаги назад?
В ходе этой встречи я задал Андрею Сотникову вопрос в связи с участившимися, на мой взгляд, в последнее время взаимными претензиями Беларуси и России по поводу поставок тех или иных товаров. Достаточно вспомнить ушедшие в прошлое трудности с ввозом российского пива в Беларусь или до сих пор не разрешенную ситуацию с поставками белорусского сахара. А на днях министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев высказался за необходимость разобраться с поставками белорусского продовольствия.
Тревожит ли такая тенденция Постоянный комитет? Безусловно, тревожит: ведь этих конфликтов, по большому счету, уже не должно быть, поскольку они относятся к первому этапу создания единого экономического пространства — зоне свободной торговли. Однако и драматизировать ситуацию союзные чиновники не склонны. Как считает Андрей Сотников, за этими конфликтами стоят интересы отдельных экономических группировок, товаропроизводителей. А рост числа подобных споров специалист связывает с более пристальным вниманием Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию, которая действует при Совете Министров Союзного государства. Основная задача этого органа — выявление ограничений в режиме свободной торговли и их ликвидация. И большинство конфликтов комиссии удается успешно разрешать.
Андрей Сотников убежден, что уже настала пора перестать предъявлять друг другу взаимные претензии. И именно создание полноценного таможенного союза позволит снять все эти не красящие Союзное государство споры, в том числе, возможно, и по ценам на энергоносители.
Таможенники действуют
А вот примером слаженности работы в условиях еще не созданного таможенного союза могут служить таможенники двух стран. Действенным органом является коллегия Таможенного комитета Союзного государства, решения которой способствуют обеспечению бесперебойного перемещения товаров, транспортных средств и физических лиц через внешнюю границу Союзного государства.
Как сообщила на встрече журналистам начальник отдела торговли, таможенного дела и регионального сотрудничества Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного комитета Светлана Молева, на ближайшее заседание союзного правительства планируется внести новую программу по обустройству расположенных на территории Беларуси таможенных пунктов.
Реализация предыдущей аналогичной программы позволила ввести в эксплуатацию на белорусской территории четыре пункта таможенного пропуска — “Каменный Лог”, “Варшавский мост”, “Козловичи” и “Новая Гута”. Они созданы в соответствии со всеми современными требованиями, улучшено их техническое оснащение, что, в свою очередь, позволило расширить формы и методы таможенного и пограничного контроля за перемещением через границу товаров и транспортных средств.
В рамках новой союзной программы планируется продолжить строительство и модернизацию пунктов пропуска “Брузги”, “Берестовица”, “Мокраны” и “Новая Рудня”.
По словам Светланы Молевой, в настоящее время завершается также разработка новой союзной программы, направленной на завершение формирования единой информационной системы таможенных служб Беларуси и России. Она позволит белорусским и российским таможенным органам, независимо от расстояний и в режиме реального времени, обмениваться всей необходимой информацией.
В 2003 — начале 2006 года была реализована союзная программа, позволившая создать первую очередь единой автоматизированной системы Таможенного комитета Союзного государства. Проведено также соответствующее обучение специалистов таможенных органов двух стран.